21.07.2009 03:00
Общество

Как принимают в артисты по новым правилам - интервью с ректором ВГИКа Владимиром Малышевым

Как принимают в артисты по новым правилам
Текст:  Ирина Ивойлова
Российская газета - Столичный выпуск: №132 (4956)
Читать на сайте RG.RU

25 июля в российских вузах заканчивается прием документов. Но творческие вузы уже отстрелялись. Все ли абитуриенты успели прислать свидетельства с результатами ЕГЭ и с каким баллом нынче берут в артисты? Об этом корреспондент "РГ" беседует с ректором ВГИКа Владимиром Малышевым.

Российская газета: Владимир Сергеевич, уже разглядели будущих кинозвезд среди абитуриентов?

Владимир Малышев: Я лично - нет. Я обязан соблюдать полнейший нейтралитет. А разглядывают будущих звезд мастера на творческих экзаменах. Нас пугали, что в этом году из-за плохой демографической ситуации в школах будет на 40 процентов выпускников меньше, чем в прошлые годы. Слава богу, ВГИК этого не заметил. Подано 3500 заявлений на 215 бюджетных мест.

На всех факультетах будет приличный конкурс, традиционно самый высокий - на актерском: человек 100 на место. На режиссуру тоже много желающих. Режиссер Владимир Хотиненко набирает курс. У него 10 бюджетных мест, а заявлений - 380. Группы набирают режиссеры Карен Шахназаров и Владимир Меньшов - к ним тоже большой конкурс. Меньшов, например, на предварительном просмотре актеров уже отобрал, из тысячи оставил 63 человека, на режиссуру к нему - примерно 200 человек.

РГ: ЕГЭ у этих счастливчиков сдан?

Малышев: Да. 520 абитуриентов сдавали ЕГЭ во второй волне, в июле, - это выпускники прошлых лет. Для нас это тяжелое испытание. Во-первых, обидно терять талантливых ребят, которые не справились с ЕГЭ: школу-то они закончили несколько лет назад. А во-вторых, время проведения ЕГЭ и творческих туров у нас совпадало. Это большая нагрузка на абитуриентов и педагогов.

РГ: С какими результатами ЕГЭ пришли во ВГИК выпускники этого года?

Малышев: С разными. Есть и стобалльники, и призеры олимпиад. Есть и те, у кого баллы - на грани предельного порога. Им будет трудно, ведь во ВГИКе по некоторым специальностям порог выше, чем тот, что установлен минобрнауки. Например, на специальность "драматургия" по литературе - 41 балл вместо 30. На специальность "менеджмент" по математике - 41 балл, хотя нижний порог установлен в 20.

РГ: В этом году документы можно было отправить по почте. Все успели?

Малышев: Не все. Экспресс-почта доставляет бумаги за день, но за услуги надо платить. Обычная - как получится. К началу творческих испытаний, после 5 июля, были звонки в приемную комиссию от тех, чьи документы застряли в пути.

РГ: В связи с ЕГЭ заметно возросла роль творческих испытаний, ведь для троечника высокая оценка на отборочных турах - единственная возможность стать студентом. Интересно, как мастера оценивают абитуриентов, тоже по стобалльной системе?

Малышев: Да, а как иначе? Я надеюсь, что наши педагоги сумеют найти таланты и оценить их. Хотя считаю, что если ребята дошли до отборочного тура, они уже талантливы. И выбирать из них пятую часть - все равно что резать по живому.

РГ: На "совете экспертов" в "Российской газете", где обсуждались проблемы творческих вузов, вы предложили минкульту и минобрнауки сделать второе высшее образование бесплатным хотя бы для режиссерского факультета. Получилось?

Малышев: Пока не все. Сейчас впервые набирает мастерскую Карен Шахназаров. Он сразу поставил условие: мне нужны ребята с высшим образованием, пусть их будет немного, но это будут уже состоявшиеся, более серьезные люди, чем выпускники школ. Мы объявили набор, к Шахназарову записалось 122 человека. Это несмотря на финансовый кризис, демографическую яму и прочее. Режиссерское образование очень востребовано, но не у всех есть возможность за него платить. И главное, нельзя приравнивать режиссуру к получению любого другого второго высшего образования.

Учиться на режиссерском факультете без определенного жизненного опыта, знаний невозможно. Министр культуры Александр Алексеевич Авдеев пошел навстречу. Какое-то количество средств на второе высшее образование творческие вузы получат в виде грантов. Мы надеемся, что от 5 до 10 на каждый вуз. Это по одному человеку в группе. Нам, может, для ВГИКа понадобилось бы всего 20 мест. Неужели для государства это такая уж дичайшая нагрузка? Мы и дальше будем добиваться того, чтобы обучение режиссуре для людей с высшим образованием стало бесплатным. Но пока что я не вижу ничего, кроме беспомощности тех структур, от которых зависит решение вопроса, включая законодательную и исполнительную власти.

РГ: Как ВГИК вписывается в систему "бакалавриат-специалитет-магистратура"?

Малышев: В этом году с большим трудом отстояли для всех специалитет. Опять же - с поддержкой министра культуры. Заставят перейти на бакалавриат и магистратуру - будем приспосабливаться. Мы же государственный вуз. Но меня всегда удивляет одно - если система хорошо работает десятки лет, то для чего ее ломать и подстраивать под общемировые нормы?

На словах вроде бы забота о молодежи: получил бакалавра и можешь ехать по всему миру или в Европу учиться дальше. Но у наших ребят на учебу в России денег нет, куда уж им за границу? Убежден, что режиссер, отучившись на бакалавра, не придет к нам в магистратуру. Как только он попадет в большое кино, там и будет доучиваться.

РГ: Но ведь в зарубежных вузах есть деление на бакалавриат и магистратуру!

Малышев: Да. Существует мировое объединение киновузов "Селект". ВГИК тоже туда входит, и на встречах зарубежные коллеги нам открыто говорят: не торопитесь, проблем с переходом достаточно много. Я даже не представляю себе, как мы разделим актеров на бакалавров и магистров? А как будет в балете? Партию Отелло танцует бакалавр Василенко, партию Жизель - магистерша Иванова?

Образование