21.07.2009 16:00
Культура

Виктор Мережко снимает продолжение сериала "Сонька Золотая ручка"

Виктор Мережко снимает продолжение сериала "Сонька Золотая ручка"
Текст:  Сусанна Альперина
Читать на сайте RG.RU
В Санкт-Петербурге снимают продолжение сериала "Сонька Золотая ручка". Фото: Сусанна Альперина

Жители Санкт-Петербурга и гости Северной столицы на всякий случай более тщательно следят за своими сумками и кошельками. В городе снимается вторая часть многосерийного фильма про Соньку Золотую ручку. То в Александро-Невской лавре погоня на лошадях и автомобилях, то в Петергофе шпион с балкона наблюдает за знаменитой аферисткой, то на набережной Невы устраивают "теракт". И пусть воры и полицейские в костюмах начала прошлого века, все равно лучше быть поосторожнее.

… Снимается сцена встречи Соньки с дочерью - Михелиной. После каждого дубля, режиссер фильма Виктор Мережко подходит к исполнительнице главной роли - Анастасии Микульчиной и начинает ее целовать. После он объяснит, что показывал молодой актрисе, у которой еще нет своих детей, как родители целуют своего ребенка.

После первого, состоявшего из восьми серий фильм "Сонька. Золотая ручка" казалось, что продолжения уже быть не может: Сонька была на каторге, чуть не сошла с ума и сильно постарела, Кочубчик - предавший ее любовник - стал жертвой жестокой расправы. Но вот уже по заказу канала "Россия" Виктор Мережко снимает продолжение. И охотно раскрывает все перипетии сюжета - знаменитый сценарист выпустил уже книги и первую "Сонька Золотая ручка", и вторую "Сонька. Продолжение легенды", по которой и снимает сейчас кино. Подробности обозревателю "РГ" рассказал сам Виктор Мережко, который в картине выступает и автором сценария, и режиссером, и исполнителем роли Верховного вора Мамая:

 
Видео: Сусанна Альперина

Виктор Мережко:

Если первая часть - "Сонька Золотая ручка" построена на некоторых реальных фактах, то вторая - "Сонька. Продолжение легенды" - чистый вымысел. Сюжет держится на том, что Сонька должна по просьбе верховного вора Мамая забрать из дома князя Брянского бриллиант "Черный Могол", который в свое время был украден у Мамая. Сонька нехотя, без особого желания идет на это преступление. Она устала, отсидела, но отказать Мамаю, который много раз ей помогал, не может. В первый раз она потерпит неудачу, но вернется и все-таки украдет бриллиант. Но самое ужасное, что Сонька понесет и за это расплату.

Во второй части нет знаменитых "раскрученных" артистов. В основном все роли исполняют артисты из Санкт-Петербурга. Питерские актеры, в отличие от московских, неизбалованны и сохраняют хорошую профессиональную школу.

Действие происходит в 1905 году. Мне вторая часть кажется интересной тем, что у нас судьба Соньки, идет через Россию того времени: у нас есть декаданс, поэты, теракты, погромы, черносотенцы…

Если первая часть была посвящена тому, как Сонька воровала, то вторая - о том, как знаменитая авантюристка строит отношения со своими дочерьми. Одна из них не признает мать; становится примой оперетты, узнает успех и славу. Но, в конце концов, жизнь ее заканчивается трагически. Вторая - делает свой выбор в пользу матери, стремится быть с ней рядом и в итоге вместе с Сонькой попадает в Южно-Сахалинскую тюрьму. Возможно, появится и третья часть фильма.

Российская газета: Виктор Иванович, вы раньше писали сценарии, а потом стали режиссером и актером. Что из этого вам все-таки ближе?

Мережко: Раньше я был только сценаристом и получал от этого удовлетворение. Многие годы считался лучшим сценаристом Советского Союза, и, думаю, что и сейчас являюсь лидером сценарного цеха. А потом, когда я вдруг стал заниматься режиссурой, то почувствовал, что эти две профессии настолько близки и неотделимы друг от друга, что я получаю абсолютно равноценное удовольствие как от написания сценария, так и от его реализации. Когда я не занимался режиссурой, то думал, как тяжело: администрация, оператор, художник, дирекция, актеры, костюм, грим… Невыносимо! Но, когда входишь в этот процесс, то получаешь истинное наслаждение от того, что занят делом, которым многие мечтают заниматься.

РГ: Складывается впечатление, что вы ушли из полного метра в сериалы, - это так?

Мережко: Почему я не хочу снимать полный метр? Во-первых, это - дорого, во-вторых, чтобы такой фильм попал на экраны, нужна хорошая реклама, надо напечатать много копий, организовать кинопоказ по всей стране…

Многие игровые фильмы в лучшем случае покажут на одном или нескольких фестивалях, и они исчезают. Сериальная продукция, как хорошая, так и не очень, все равно доходит до зрителя. Моя главная задача, чтобы мою работу увидели. Я не хочу снимать кино в стол. Я хочу и снимать, и писать сценарии для зрителя. Я умею строить сюжет, выписывать характеры. И как выяснилось, Бог дал мне еще дарование быть режиссером

РГ: А актером?

Мережко: Мне нравится лицедействовать. Однако заниматься режиссурой и сниматься в своих же фильмах очень тяжело. Маленькую роль можно сыграть. А большую - обязательно будет некачественная продукция. Страдать будет либо режиссерская работа, либо актерская.

РГ: Но у вас же во второй части "Соньки…" фактически одна из главных ролей.

Мережко: Не совсем. Две большие сцены и - все. Ведь кто-то должен смотреть, какой план, как камера идет…

РГ: Второй режиссер.

Мережко: Второй режиссер - это начальник штаба. Вот мне нужно было уехать в Москву, и я оставил за главных второго режиссера и моего сына Ивана - он художник на этой картине. Они провели день достойно. Но устали безумно, потому что это - другой уровень творчества и большой груз ответственности.

РГ: В новом фильме вы воскресили Кочубчика - любимого мужчину Соньки. Каким образом?

Мережко: Его недобили. Сонька его находит на Невском проспекте, где он просит милостыню, узнает, приводит в тот дом, где она должна украсть бриллиант. Но самое ужасное, что он предает ее окончательно. И его убивают уже по-настоящему.

РГ: История с бриллиантом "Черный Могол" придумана?

Мережко: Я знаю, что есть такой камень, который приносит счастье тем, кто является его реальным хозяином и несчастье тем, кто им владеет не по праву. Но вся история придумана.

РГ: Расскажите, пожалуйста, подробнее о проекте, который вы собираетесь запустить после "Соньки…"?

Мережко: Он называется "Дед Иван и Санька". Санька - девочка, а дед Иван - бывший скрипач в маленьком курортном городке. Овдовев, он хочет приехать в Москву. Продает квартиру, но его кидают на деньги. Он остается без копейки и обнаруживает это уже в поезде, где и знакомится с маленькой девочкой 13 лет - бродяжкой, которая ищет своего пропавшего брата. Сюжет картины - путешествие по стране этих двух обездоленных людей, поддерживающих друг друга. Трогательная сентиментальная история о взаимовыручке и взаимосвязи.

РГ: Это полный метр?

Мережко: Нет, это восьмисерийный фильм, который делается по заказу Правительства Москвы.

 

Анастасия Микульчина, актриса:

РГ: С момента первого фильма - вашего дебюта - прошло время. Вы снимались в других картинах. Какие перемены, как актриса, в себе ощущаете?

Микульчина: Думаю, что разница уже большая. Прежде всего, наверное, отсутствует страх. Потому что все молодые - они, наверное, более талантливые актеры, чем опытные профессионалы. Но им, прежде всего, мешают это страх и скованность. У меня все это потихоньку уходит, хотя все равно волнение перед каждой новой сценой присутствует. И это, видимо, будет всегда. Но для меня очень много значит, что мне оказали доверие.

Когда зимой позвонил Виктор Иванович и сказал, что будет сниматься продолжение "Соньки Золотой ручки", я думала, что это шутка. Мне иногда вино в магазине не продают - не дают мой возраст, а тут, представьте, играть мать двоих взрослых детей. Женщину со сложной судьбой, с грузом переживаний Но я прочла сценарий, он мне понравился; мы для себя договорились, что не будем привязываться к конкретному возрасту, датам и цифрам. Просто если зрителю будет интересно, он посмотрит.

Когда я познакомилась со своими "дочками", с которыми у нас в реальной жизни очень маленькая разница в возрасте, то не представляла себе, как получится. Но когда были сделаны пробы грима и костюма, я на себя со стороны посмотрела, и внешний образ придал мне уверенности. И потом Сонька - она все равно в душе молодая, резвая, рьяная и азартная.

РГ: Вам не страшно остаться актрисой одной роли?

Микульчина: Есть такое. Но я буду стараться принимать участие в других проектах, и делать свои работы более заметными.

РГ: Что роднит вас с Сонькой Золотой ручкой?

Микульчина: Одесса. У меня мама оттуда. Вся летняя часть моей жизни прошла в этом городе, где у меня родственники, море, друзья. Почти каждый год я бываю там. Одесса придала легкость, азарт, эпатажность, веселье, необходимые для роли.

РГ: А мама что-то подсказывала?

Микульчина: Все, что могла, она подсказала мне в детстве.

РГ: Как относятся друзья и знакомые к вашей роли?

Микульчина: Восхищаются. Люди вообще хорошо относятся к отрицательным персонажам ос сломанной судьбой (смеется). Но я все восхищенные отзывы воспринимаю с улыбкой. Потому что мне кажется, что я могу гораздо больше, чем сделала до сих пор.

ТВ и сериалы Наше кино