22.07.2009 03:00
Экономика

Эксперт: Экономические проблемы - не повод для ручного управления экономикой

Экономические проблемы - не повод для ручного управления экономикой
Текст:  Алексей Кожевников (помощник руководителя ФАС России)
Российская газета - Столичный выпуск: №133 (4957)
Читать на сайте RG.RU

Усилия большинства государств по спасению национальных экономик породили массу прогнозов, что государство теперь придет на смену якобы доказавшему свою несостоятельность свободному рынку.

Лидерам ведущих экономик мира пришлось уточнять: усиление регулирующей роли государства вовсе не отменяет свободы предпринимательства.

Думаю, что никакой кризис не является основанием для тотального огосударствления экономики и подавления частной инициативы, будь то крупные компании или малый бизнес. Государство, как верховный арбитр и автор правил игры в экономике, в период кризиса должно обеспечивать госзаказ на товары с высокой добавленной стоимостью, создавать само и стимулировать частный бизнес к созданию новых производств, формировать рынок инноваций. Если же государство начинает в кризис увеличивать свою долю в экономике, то это может дать эффект лишь как кратковременная экстренная мера.

Но частная бизнес-инициатива может развиваться только в том случае, если будет возможность просто и быстро открыть свое дело, если на законодательном уровне будет прописано, что власть и бизнес несут равную ответственность за исполнение своих обязательств друг перед другом. И если такой порядок будет торжествовать на практике. Особенно это важно на региональном и муниципальном уровнях - там, где идет зарождение малого и среднего предпринимательства. По инициативе министерства экономического развития и Федеральной антимонопольной службы правительство приняло программу по развитию конкуренции. В качестве основных системных угроз для конкуренции в ней обозначены формирование госкорпораций, деятельность естественных монополий, риски возникновения картелей, антиконкурентные действия органов власти. У ФАС есть ответ этим угрозам - "второй и третий антимонопольные пакеты", которые подготовила служба. "Второй антимонопольный пакет" уже подписан президентом.

Развитие конкуренции в госмонополиях и контроль за госкорпорациями принципиально важны. Более того, в условиях кризиса эти моменты приобретают не только социальное, но и экономическое значение. Госкомпании и госкорпорации должны отчитываться государству об управлении своими активами, так как они сосредоточили в своих руках предприятия, которые являются крупнейшими в стране или подчас градообразующими в своих регионах. Именно масштабность активов и огромное количество рабочих мест делают госкорпорации важнейшим социальным, а не только экономическим фактором. У государства должна быть возможность реально контролировать качество продукции, которую они выпускают, работу менеджмента. В свою очередь наша служба должна, используя свои полномочия, не допускать тотальной монополизации госкорпорациями все новых секторов экономики. Приходится слышать, что некоторые из них порой напоминают лоскутную бизнес-империю со множеством разношерстных активов, способную лишь пожирать миллиарды бюджетных рублей, предназначенных якобы для спасения все новых предприятий, которыми не в состоянии управлять эффективно. Поэтому усиление контроля за госкорпорациями и естественными монополиями - это способ заставить их работать по правилам рыночной экономики, а не по своим правилам.

Для сохранения конкурентной среды должно соблюдаться главное - абсолютное равенство перед законом всех субъектов экономики. А монопольное преимущество компаний и корпораций перед другими участниками рынка и перед российскими законами должно быть исключено как класс.

Строго говоря, перед государством, равно как и перед частными собственниками, в период кризиса стоят две важнейшие задачи по отношению к национальной экономике - болезненная реструктуризация или даже "умерщвление" неэффективных предприятий наряду с сохранением и созданием новых эффективных производств. Государство задает базовые параметры этого процесса. Его задача - в стимулировании спроса, без которого немыслим экономический рост, в пресечении искусственного монополизма предприятий, паразитирующих на госказне под предлогом кризиса, в создании правовой базы, которая стимулировала бы граждан к трудовой мобильности и ведению собственного бизнеса.

Только с помощью конкуренции можно победить кризис. Развитие конкуренции в стране - это способ выйти из кризиса и создать ресурс для качественного обновления экономики. Конкуренция - это еще и метод борьбы с безработицей и неэффективным производством, который может помочь государству создавать программы переобучения работников другим специальностям, которые необходимы для развития экономики сегодня и завтра.

Тотальный госконтроль и ручное управление экономикой - это инструменты для выживания. Но они едва ли могут устроить амбициозную, богатую ресурсами, обладающую значительным интеллектуальным потенциалом Россию.

Макроэкономика