"Реставратор всея Руси", как заслуженно называли Савву Ямщикова, ушел из жизни в Пскове - городе, с которым его связывала долгая личная и творческая судьба. Он называл древний Псков "своим городом" и не уставал повторять, что ему здесь "легче живется и дышится". Ямщиков боролся за Псков, сохранение его памятников и святынь вместе со своими единомышленниками, местными музейщиками и реставраторами.
Он был талантлив во всем - когда возрождал к жизни иконы, писал книги, выступал на телевидении и радио. Показывая пример подвижничества, выступая за сохранение исторического и культурного наследия, он постоянно вовлекал в свой круг общения выдающихся современников.
В двадцать лет Савва Васильевич начал работать во Всероссийском реставрационном центре в отделе иконописи. Через его руки прошли тысячи икон - в провинции он дотошно изучал музейные запасники, составляя "Опись произведений древнерусской живописи, хранящихся в музеях РСФСР" и отбирая иконы для восстановления в Москве. Он отреставрировал множество русских портретов XVIII-XIX веков, организовывал выставки, одним из первых в Советском Союзе стал заниматься вопросами реституции культурных ценностей, вывезенных с территорий бывших неприятельских государств в годы Великой Отечественной войны. Владельцы личных собраний избрали его председателем Клуба коллекционеров Советского фонда культуры. Он носил звание заслуженного деятеля искусств России, академика РАЕН.
Многое связывало Савву Ямщикова с Беларусью. Тридцать лет назад в Несвиже в Фарном костеле он участвовал в восстановлении работы мастера XVIII века Хески "Тайная вечеря", изуродованной снарядом в годы войны. Савва Васильевич рассказывал, как московские реставраторы вернули к жизни вырванный осколком кусок холста в шесть квадратных метров, как благодарил тогда его и столичных коллег глава коммунистов Беларуси Петр Машеров. А освятить несвижский храм помог владыка Филарет...
В интервью с С. Ямщиковым, которые не раз помещал "СОЮЗ", Савва Васильевич по-доброму отзывался о строительстве Союзного государства. "Сегодня мы снова учимся жить вместе, - говорил он. - Сама идея создания Союзного государства - первый краеугольный камень для возрождения национальной идеи".
...Мы познакомились с Саввой Ямщиковым очень давно, в доме выдающегося реставратора Александра Викторовича Ополовникова. В моем блокноте телефон мастерской Саввы записан не шариковой ручкой - перьевой. В эти дни еще отчетливей понимаешь: он - часть истории древнерусского искусства, ее неистовый защитник, просветитель, проповедник. Он постоянно кого-то обличал и одновременно защищал - в последнее время, например, нынешнего директора Пушкиногорья белоруса Георгия Василевича, восставшего против строительства многоэтажных хором в Михайловском.
Общаться с Саввой Васильевичем по причине его непростого характера было нелегко; всю жизнь погруженный в магию красок, многое в своем окружении он как-то болезненно видел в черно-белом варианте. Но и это воспринималось проявлением могучей личности. "Не могу я оставаться в стороне и хранить добропорядочное молчание, - писал он, - когда на моих глазах творится беззаконие, процветает ложь, сознательно разрушаются основы государственности, оплевываются христианские правила, забываются элементарные принципы морали и благопристойности".
За свои 70 лет он успел очень многое. Благодаря Савве Васильевичу Россия вновь обрела множество бесценных памятников искусства. В своей главной профессии он всегда останется "Реставратором всея Руси".