24.07.2009 02:00
Культура

Балерина Наталья Осипова: Главное на сцене - видеть глаза своего партнера

Солистка Большого театра дебютировала в Американском театре балета
Текст:  Анна Галайда
Российская газета - Федеральный выпуск: №136 (4960)
Читать на сайте RG.RU

23-летняя Наталья Осипова остается главной сенсацией балетного мира. Завоевав вторую подряд "Золотую маску" и получив международный "Бенуа де ла данс", недавно она дебютировала как приглашенная звезда American Ballet Theatre (АВТ). Зал нью-йоркского Metropolitan приветствовал ее дебют в "Жизели" стоя. По возвращении в Москву Наталья Осипова встретилась с корреспондентом "РГ".

Наталья Осипова: Это было, конечно, неожиданно. Спектакль получился просто невероятный. Такого взаимопонимания, как с Дэвидом Холбергом, который был Альбертом, у меня еще ни с кем не было. Пожалуй, в моей жизни это самый эмоциональный спектакль. Для меня главное в искусстве - когда живешь на сцене, не думая о том, что есть зал и публика, когда, кроме глаз своего партнера, ничего не видишь. У нас с Дэвидом получилась настоящая импровизация, и зал почувствовал и оценил это.

Российская газета: Если публика вас любит и ждет, это повышает ответственность или, наоборот, раскрепощает?

Осипова: Для меня всегда ответственно танцевать. Всегда. В Москве потому, что здесь своя публика, меня очень хорошо знает и, наверное, многого ждет. Здесь родители, которые на меня смотрят. Гастроли - это тоже ответственность, потому что ты поддерживаешь имидж своего театра, так что промахиваться никак нельзя. И в Нью-Йорке я знала, что меня тоже ждут. Каждый день спрашивали: "Когда же ваш спектакль?", рассказывали, что все вокруг взбудоражены, и я сама видела, что люди стоят на улице у театра и спрашивают билеты, хотя они уже давно проданы. От этого бросает в дрожь. Но меня правильно настроила Ирина Александровна Колпакова - она работает теперь в АВТ и репетировала со мной в Нью-Йорке: "Наташа, такое счастье! Там в зале четыре тысячи сидит, и все пришли на тебя смотреть. Metropolitan Opera - это же счастье, выходи и танцуй!"

РГ: Вы думали о том, что в Нью-Йорке должны соответствовать американской балетной традиции?

Осипова: Я думаю, если они меня приглашают, то хотят увидеть такую, какая я есть. Я должна показать традиции своей школы. Когда выяснилось, что в их "Сильфиде", которую я танцевала после "Жизели", хореография немножко не совпадает с нашей, мне разрешили оставить практически все так, как я привыкла танцевать. У них "Сильфида" тоже датская, но идет очень давно - ее ставил еще Эрик Брун. У него нет той глубины, психологии, которую стремился внести в спектакль Йохан Кобборг в Большом театре. Мне сложно было объяснить партнеру, что я не просто такая бабочка, которую раз - и прихлопнули в конце. Когда я сказала, что в нашем спектакле играю женщину, он очень удивился: "А почему?"

РГ: Вас не беспокоило, что в Нью-Йорке вы дебютируете не в беспроигрышном "Дон Кихоте", а именно в тех ролях, которые вызывают вокруг вас массу дискуссий?

Осипова: Нет, я была счастлива, потому что "Жизель" и "Сильфида" сейчас мои любимые спектакли. У меня самой по их поводу когда-то было много сомнений. Но я положила не один месяц на них, и сделаны они у меня тщательно. Это уже часть меня.

РГ: То есть вы себя ощущаете не Китри, а трагической героиней?

Осипова: Пожалуй, сейчас, на этом отрезке моей жизни, - да. "Дон Кихот" - потрясающий балет, Китри - замечательная партия, она, я думаю, останется одной из моих самых удачных ролей, но уже не вызывает во мне того интереса, что раньше. Интереснее делать роли, где стоит вопрос не техники, а где нужно подумать и прожить жизнь. Это для меня искусство.

РГ: Прямо перед вашим дебютом Алексей Ратманский выпустил свою первую премьеру в качестве постоянного хореографа АВТ. Вы посмотрели его "На Днепре"?

Осипова: Я как раз попала на премьеру. Спектакль одноактный, но сюжетный, с потрясающей сценографией Семена Пастуха. Очень глубокий и непростой. Необычная для Прокофьева музыка, которую я никогда не слышала. Много чего в Нью-Йорке говорили по поводу этого спектакля, но, я считаю, Алексей еще выше поднял свою планку. На мой взгляд, нетипичный для него балет в плане хореографии. И при этом необычайно интересный. Я смотрела спектакль с разными составами, абсолютно великолепна в нем Диана Вишнева. Как всегда у Ратманского, так много всего придумано, что за всем не успеваешь уследить, хочется посмотреть не один раз. Алексей тоже был на всех моих спектаклях. Мы очень тепло встретились и чуть ли не каждый день общались: когда я приехала в Нью-Йорк, у меня никого там не было. А потом оказалось, что знакомых и близких вокруг очень много.

РГ: Комфортно ли вам было работать в АВТ?

Осипова: Я жила какой-то обособленной от труппы жизнью: сама по себе занималась и репетировала с педагогом, а потом уже с партнером и на спектакле с кордебалетом. У них очень жесткий график. Я с большим трудом представляю, как смогла бы так работать: например, вечером у балерины "Жизель" - достаточно серьезный, непростой спектакль, а утром она спокойно может репетировать другой балет. Я никогда в жизни такого не сделаю, потому что спектакль для меня цель, и перед ним я не позволяю себе даже думать о чем-то другом. Ведущих артистов гораздо меньше, чем у нас в театре, они танцуют очень много, поэтому много травм и очень много замен. Я немножко обалдела, как они выдерживают такой режим.

РГ: Но у вас есть планы дальнейшего сотрудничества с АВТ?

Осипова: Мы еще ни о чем не договорились конкретно, но меня пригласили на следующий сезон. Они предложили мне не только летний, но и осенний сезон, хотя это вряд ли получится, потому что, конечно, основная работа у меня в Большом театре.

РГ: Почему для вас Большой театр приоритетен?

Осипова: Да, предложений много - и это приятно. Надо продумывать, как все успевать. Но я родилась в Москве, и здесь очень много моих друзей, знакомых, близких. В Большом театре я выросла, он дал мне возможность заявить о себе. Здесь потрясающий репертуар и очень много ролей, которые я еще не сделала и хочу сделать только со своим педагогом - Мариной Викторовной Кондратьевой. Я очень люблю ее и всю нашу труппу, считаю одной из лучших в мире, и для меня огромная честь здесь танцевать.

Театр