27.07.2009 04:00
Власть

Юрий Чайка объяснил, почему не ловят высокопоставленных коррупционеров

Юрий Чайка объяснил, почему не ловят высокопоставленных коррупционеров
Текст:  Андрей Шаров
Российская газета - Столичный выпуск: №136 (4960)
Читать на сайте RG.RU

На расширенной коллегии Генпрокуратуры, где подводились итоги работы за первое полугодие 2009 года, прозвучали на первый взгляд обнадеживающие цифры.

В суды передано почти 6 тысяч уголовных дел о коррупционных преступлениях, по которым проходят почти 6,5 тысячи обвиняемых. "Это на 20 процентов больше, чем в аналогичный период прошлого года", - пояснил Генпрокурор Юрий Чайка.

На этом оптимизм в борьбе с коррупцией закончился. Главными коррупционерами в нашей стране по-прежнему являются врачи, учителя, чиновники уровня гоголевского Акакия Акакиевича. Высокопоставленные взаимцы, ворующие из казны сотни миллионов, почему-то не попадают под прицел правоохранителей. Ловят, как выразился первый заместитель Генпрокурора Александр Буксман, "мелочь".

Почему? Этот вопрос наш корреспондент задал Юрию Чайке во время небольшого перерыва в работе коллегии.

- Так проще работать, это все пресловутая "палочная система", - без обиняков ответил Генпрокурор. И тут же добавил: - А надо ориентироваться на раскрытие сложных коррупционных преступлений. Мы соберемся в сентябре и поведем на эту тему предметный разговор.

Хорошо показала себя и относительно новая практика контроля за неплановыми проверками. Начиная с 1 мая в прокуратуру поступило более 11 тысяч обращений о проведении таких проверок. В сорока процентах случаев контролерам было отказано.

С интересной инициативой выступил на коллегии руководитель Следственного комитета при прокуратуре РФ Александр Бастрыкин. Главный следователь заговорил о рейдерстве. Он поддержал сторонников введения в Уголовный кодекс специальной статьи для охотников за чужой собственностью и предложил создать специальную межведомственную комиссию по борьбе с рейдерами. Причем включить в ее состав не только представителей госорганов, но и предпринимателей. Кроме того, по мнению Александра Бастрыкина, СКП мог бы заняться расследованием особо громких захватов. Сейчас это - "милицейская подследственность".

Любопытно, что идея с антирейдеровской комиссией не нашла поддержки у Генпрокурора.

- Комиссий у нас много, а толку мало. Надо повышать эффективность работы, - коротко прокомментировал своего коллегу Юрий Чайка.

Как было замечено на коллегии, полугодие выдалось непростое. Выросло количество преступлений, связанных с распространением наркотиков и совершенных "под кайфом". Стало больше рецидива. В некоторых регионах вышедшие на свободу зэки совершают каждое второе преступление. А это означает только одно - вчерашние заключенные не могут найти свое место в жизни.

Кстати

Вновь напомнил о себе Северный Кавказ. В нынешнем году он стал одним из главных очагов напряженности. Только за последнее время здесь совершен целый ряд дерзких и особо опасных преступлений, получивших широкий общественный резонанс. Все они, отметил Юрий Чайка, не просто находятся на контроле, а активно расследуются, причем по некоторым есть очень серьезные подвижки.

Правоохранительная система Должностные преступления Генпрокуратура