Вчера в редакции "Российской газеты" ответственные сотрудники ГИБДД отвечали на звонки, письма и факсы читателей. Главной темой обсуждения был приказ МВД о новом водительском удостоверении, а также обмен прав и все сложности, с этим связанные. На вопросы отвечал заместитель начальника отдела Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Дмитрий Желтенков.
И хотя тема касалась только водительских удостоверений, читателей в первую очередь интересовали проблемы, связанные с чередой громких аварий. Напомним, в пятницу под Ростовом-на-Дону масловоз на трассе "Дон" вылетел на встречную полосу и протаранил автобус. В результате погибли 23 человека. Предполагается, что водителю масловоза стало плохо за рулем. По словам его родственников, он еще утром жаловался на сердце.
В субботу на МКАДе грузовик протаранил пассажирский автобус, стоявший на остановке. Слава богу, в этой аварии никто не погиб. Предполагается, что водитель грузовика заснул за рулем. Машина шла из Брянска.
Поэтому первый вопрос, который был задан нашему гостю, касался именно последних трагедий.
Российская газета: Дмитрий Борисович, я понимаю, что это не совсем ваша тема, но все-таки, есть ли в ГИБДД идеи, как в дальнейшем избежать подобных трагедий, как их предупредить?
Дмитрий Желтенков: Во многих странах на грузовом и пассажирском транспорте устанавливаются специальные приборы, которые следят за соблюдением водителем скорости движения, а также режима труда и отдыха - так называемые тахографы. Остановил инспектор на посту, считал показания прибора и выяснил, что водитель за рулем более шести часов без остановки. На Западе за такое не только настоятельно попросят отдохнуть, но еще и оштрафуют довольно серьезно. У нас хоть в Кодексе об административных правонарушениях и прописана ответственность за нарушение режима труда и отдыха, но обязательная установка тахографов пока не предусмотрена. В настоящее время в соответсвиии с поручением правительства департаментом готовятся изменения в законодательство, касающиеся введения требований по обязательной установке этих приборов.
РГ: Таким образом, допустим, можно будет сократить количество спящих за рулем водителей. Но чем эти приборы могли бы помочь в случае с масловозом?
Желтенков: Это вопрос к транспортным предприятиям, которые обязаны перед выпуском водителя на линию проверить состояние его здоровья. Вопросы безопасности перевозок пассажиров и грузов на автомобильном транспорте на сегодняшний день рассматриваются на самом высоком государственном уровне. Очевидно назрел вопрос законодательного закрепления порядка этих перевозок. Ряд конкретных предложений разрабатывается сейчас также и в МВД России. Полезно учитывать также и опыт европейских стран. Почти по всей Европе в выходные дни на федеральных трассах запрещено движение большегрузных автомобилей. То есть суббота, воскресенье - только для частного, причем легкового транспорта.
Подробный отчет о "горячей линии" публикуется в ближайшем выпуске "РГ"- Неделя".