В ходе переговоров посла Ирана в России Махмуда Резы Саджади со статс-секретарем Минтранса России Сергеем Аристовым обе стороны договорились ускорить создание нового евроазиатского коридора "Север - Юг" в направлении на Индостан. Причем с привлечением к этому проекту всех стран Закавказья, Казахстана и Туркменистана. Одновременно Армения и Грузия на днях официально подтвердили свою заинтересованность в создании и использовании нового коридора.
Главная его трасса проходит вдоль российского, азербайджанского и иранского побережья Каспийского моря. Российская сторона оказывает техническую помощь в обеспечении стыковки железнодорожных путей Азербайджана и Ирана (район Ленкорань - Астара). Транзитные доходы России по новому коридору оцениваются минимум в 100 млн долларов в среднем за год.
Этот коридор предназначен в основном для контейнерных грузов и позволит - впервые в экономической истории России - обходиться без "турецкого" транзита: через Босфор - Мраморное море - Дарданеллы на южном внешнеэкономическом направлении и выходить в бассейн Индийского океана по кратчайшему пути. Ибо односторонние действия Анкары по ограничению грузового судоходства, по оценкам Союза российских судовладельцев и Минтранса России, за 1995-2008 годы привели к убыткам российской стороны более чем в 400 млн долларов. По данным начальника отдела грузовой и коммерческой работы ФГУП "Махачкалинский морской торговый порт" Б. Джамалутдинова, "грузовая база по коридору проработана, спрос и клиенты на перевозки в адрес индийских портов есть, идут переговоры. Есть и предложения поставить на маршрут контейнерный флот, а также предложения от иностранной компании, желающей наладить регулярный грузотранзит через Иран в Индию".