В начале июля министр сельского хозяйства России Елена Скрынник, тамбовский губернатор Олег Бетин и генеральный директор крупного агрохолдинга Владимир Громов подписали соглашение о строительстве в регионе комплекса по выращиванию свиней мощностью один миллион голов в год.
Также будут построены комбикормовый завод производительностью 60 тонн продукции в час и предприятие по убою и разделке туш. Общая стоимость проекта - 19 миллиардов рублей.
Датская сказка
Министерство сельского хозяйства для реализации задуманного обязуется предоставить Тамбовщине субсидии из федерального бюджета, а местные власти возьмут на себя создание инфраструктуры и социальных объектов. Завершение всех работ и выход на проектную мощность намечены на 2014 год. По словам Олега Бетина, такого рода комплексы есть только в Дании, но "тамбовский будет современнее".
Это далеко не единственный объект, на который власти возлагают надежды в части развития АПК. Область рассчитывает получить 882 миллиона рублей из федерального инвестиционного фонда на создание инфраструктуры для еще пяти проектов. Все они входят в региональную программу развития АПК, защищенную в российском правительстве. Предполагается построить три комплекса по выращиванию свиней мощностью от 50 до 100 тысяч голов, комбикормовый завод с элеватором, а также сахарный, способный переработать за сутки до 12 тысяч тонн свеклы. Благодаря притоку инвестиций в сельское хозяйство экономика региона, как считают в администрации области, не только преодолеет кризисные явления, но и станет более конкурентоспособной.
Под правительственную защиту Тамбовщина попала в числе 19 регионов еще в конце прошлого года, получив тем самым "входной билет" в банк для кредитования. Правда, мировой кризис внес существенные поправки в первоначальные намерения, и проект пришлось переработать. Но, как уверяет один из его разработчиков, вице-губернатор Николай Перепечин, в новой финансовой модели средства на создание инженерной инфраструктуры для объектов АПК сохраняются в прежнем объеме.
Не разобравшись в обрезках
В этом году, как сообщила министр сельского хозяйства Елена Скрынник, государство выделяет крестьянам 183 миллиарда рублей - на треть больше, чем в прошлом. Но сельхозпроизводители требуют еще, хотя на счетах регионов с прошлого года мертвым грузом лежат невостребованные полтора миллиарда рублей. В Тамбовской области из-за неправильного оформления документов на субсидии "застряли" всего 14 миллионов. Впрочем, как признался Олег Бетин, от дополнительных денег здесь бы не отказались.
- Например, для продолжения строительства сахарного завода необходимо 100 миллионов рублей. Не оставляем надежды реализовать проект по промышленному производству рыбы. Это помимо значительных затрат на развитие животноводства…
Кстати, с пуском комплекса на территории области до 100 тысяч тонн в год вырастет объем производства свинины, и региональные власти считают, что она будет востребована. Оптимизм чиновников основан на чисто арифметических расчетах: мол, доля импортного мяса сегодня составляет 20 процентов, и значит…
На самом деле - мало что значит. Местные производители не охотно признаются, что для производства колбас они используют сравнительно дешевый заграничный фарш с добавлением отечественного свиного сала. Потребители могут не беспокоиться: технология и санитарные нормы при их производстве выдерживаются, но мясо в них может быть аргентинского либо китайского происхождения. И понять бизнесменов можно: на колбасном рынке выживает тот, у кого затраты на сырье для изготовления сервелата минимальны, а специи покруче.
Вся в фирменных "слезах"
Кстати, губерния когда-то производила столь изысканные окорока, что их поставляли к императорскому двору Его Величества. Они именовались "тамбовскими", причем не только по месту производства - окорока были с "фирменной "слезой". Следующий бум местное свиноводство пережило в 70-е годы прошлого века - поголовье в регионе превысило один миллион. Вопрос с кормами решался поставками на свинофермы рыбы, запасы которой казались неисчерпаемыми. Но свинины на прилавках от роста поголовья больше почему-то не стало. А через несколько лет количество животных снизилось в пять раз и мрачные бетонные корпуса комплексов пришли в запустение. Ныне власти в поисках способов занять селян делом обратили внимание на заброшенные фермы, и на свет появилась очередная идея: приспособить бывшие свинарники и коровники под выращивание шампиньонов.
Вспомнили о тамбовских окороках осенью прошлого года, когда в Уметском районе запустили другой проект - открыли первую опытную свиноферму для семейного обслуживания. Крупная компания создает крестьянину условия для занятия животноводством, а тот за пять лет возвращает затраты инвестору равными долями. Семейные фермы - типовые, в их "штате" предусмотрены даже электропастухи. Канадская технология настолько проста, что весь комплекс, в котором можно содержать одновременно до 250 свиней, обслуживают два человека. Стоимость фермы "под ключ" - полтора миллиона рублей.
Примечательно, что глава компании Юрий Хохлов восемь лет назад уже пытался внедрить в крестьянский быт такого рода комплексы, которые по его замыслам должны способствовать созданию на селе реального среднего класса. Но столкнулся с типичными и, похоже, неистребимыми проблемами - воровством и приписками. Да и желающих серьезно заниматься свиноводством на промышленной основе, взяв на себя ответственность и риски, оказалось не так много. Обнажилась застарелая сельская проблема - нехватка кадров. Точнее - отсутствие достаточного количества работоспособных и предприимчивых крестьян, которыми некогда славилась губерния.
Впрочем, нынешнее наступление крупных производителей, способных поставить на откорм в один комплекс столько свиней, сколько весь регион имел "в лучшие годы", может не оставить частникам шансов...
Кстати
Для реализации проектов в регионе потребуются специалисты, в первую очеред, инженеры, зоотехники, механизаторы, сварщики. Об их нехватке власти знают и проводят мероприятия "по закреплению кадров на селе". А с 1 сентября в базовых школах откроются специальные классы, в которых учащиеся смогут получить профессии, востребованные в местном АПК и других отраслях.