Руководители предприятий стали с оптимизмом смотреть на ситуацию с их бизнесом, однако негативные настроения все-таки продолжают доминировать. Такие выводы по итогам очередного еженедельного исследования делает Лаборатория конъюнктурных опросов Института экономики переходного периода.
В июле индекс промышленного оптимизма составил минус 20,3 пункта. Но его можно условно назвать "положительным", так как он превосходит показатель прошлого месяца на 3 пункта и является лучшим с ноября 2008 года. Такие положительные подвижки произошли благодаря увеличению объемов продаж.
Снижение пессимизма в промышленности в июле обеспечили большие предприятия, на которых работают более 500 человек. Индекс этой группы за месяц прибавил 4 пункта и достиг кризисного максимума. Не так радужно обстоят дела у их "младших братьев" - предприятий с численностью до 500 человек. Они продолжают находиться в "отрицательной зоне". Это происходит из-за снижения спроса на их продукцию. Таким образом, делают выводы авторы опроса, крупный бизнес морально подходит ко дну кризиса, которое, как говорят эксперты, совсем близко.
Как отмечает автор - руководитель лаборатории Сергей Цухло: "У крупного бизнеса позиции устойчивее, и банки к ним относятся явно лучше. Небольшим промпредприятиям в период кризиса приходится труднее. Но им всегда было хуже, начиная с 1990-х годов и до начала 2000-х". По оценке эксперта, основной вклад в улучшение "самочувствия" больших предприятий внесла динамика ожидания спроса. За июль этот показатель вырос на 15 пунктов и оказался лучшим с октября 2008 года. И хотя спрос все еще снижается, но уже не так интенсивно, как в предыдущие девять месяцев. Сейчас 23 процента производителей считают свои объемы продаж нормальными.
Но есть и "отрицательные" показатели: продолжает снижаться план выпуска. Однако по сравнению с январем 2009 года (тогда он составил минус 25 пунктов у больших предприятий и минус 20 пунктов у менее крупных) в июле ситуация выглядит более обнадеживающе. У небольших предприятий - около минус 7 пунктов, у крупных - почти минус 3 пункта. По оценкам запасов готовой продукции крупные предприятия превосходят "братьев меньших" на 7 пунктов. А значит, последние имеют больше избытков готовой продукции на складах, что приносит убыток. В отличие от них крупные предприятия смогли преодолеть затоваривание с ноября по апрель и уже второй месяц подряд удерживают запасы на уровне кризисного минимума, около 5 пунктов. Как считает Сергей Цухло, чтобы помочь предприятиям сократить убытки до минимума, "необходимо делать упор на расширение спроса". И в первую очередь - за счет госзакупок и заказов, говорит эксперт.