28.07.2009 00:30
Культура

Юрий Богомолов: Лариса Гузеева создала на ТВ образ российской Ханумы

Текст:  Юрий Богомолов (обозреватель)
Российская газета - Столичный выпуск: №137 (4961)
Читать на сайте RG.RU

На Первом канале на ночь глядя идет очень добротный американский сериал "Обмани меня". Его герои - эксперты в области прикладной психологии. Они умеют считывать с лица собеседника его истинные чувства, его эмоциональные состояния, иногда - потаенные мысли и побуждения. Понятно, что на их умения большой спрос со стороны спецслужб и бизнес-корпораций. Они бы пригодились и телевидению. Особенно отечественному.

Перестройка на Первом

Первому каналу на сей раз надо отдать должное. Он не просто затыкает летний эфир повторами и бесперспективной в рейтинговом отношении продукцией. Пользуясь случаем, он затеял масштабный эксперимент с вечерним праймом.

Именно туда начиная с минувшей недели сдвинуто два дневных шоу для домохозяек "Понять. Простить" и "Давай поженимся!". Если же вспомнить, что несколько раньше произошла рокировка между криминальным сериалом "След" и скандальным ток-шоу "Пусть говорят", то теперь зритель вечернего прайма до программы "Время" будет занят исключительно семейно-бытовыми разборками меж реальными персонажами. Тогда как криминально-бытовые разборки вымышленных героев отнесены в верхнюю половину сетки.

На середину дня поставлены детективный "След" и мелодраматическое "Обручальное кольцо".

Возможно, ларчик такой перестановки слагаемых местами открывается проще, чем мы предполагаем. Может, просто рейтинг и "Следа", и "Обручального кольца" больше не оправдывает проектных ожиданий менеджеров, тогда как, скажем, матримониальное шоу "Давай поженимся!" набрало обороты и потому заслужило более массовую и престижную аудиторию.

Константин Эрнст еще, кажется, в позапрошлом сезоне говорил о необходимости перемен в телерепертуаре, о том, что публика явно перекормлена сериалами. Правда, весь прошлый сезон селевой поток сериалов в острой конкурентной борьбе с другими каналами нарастал, и конца и края ему не было видно.

Теперь в ситуации межсезонья, в условиях летней суши и объективного падения зрительского спроса, интересно будет понаблюдать за конкуренцией сериального товара и относительно документальных шоу. Если последние выдержат ее, то вечерний прайм на Первом стартующего сезона скорее всего будет выглядеть так, как он выглядит сегодня. Остальным федеральным каналам тоже придется перестраиваться. Но либо они будут повторять зады достижений Первого, либо окажутся вынужденными придумать что-то другое.

Тем временем Первый запустил пилот нового воскресного проекта "Сокровище нации".

Первый блин

не комом, но...

Впечатление от проекта неважное. Хотя первый блин вроде вышел не комом. Все чистенько, гладенько. И, как водится на Первом, - гламурненько.

Эффектные рекламные клипы это, понятное дело, - хорошо взбитые сливки. Симпатичные детские лица, известные медиаперсонажи, заразительное веселье, заверения, что в шоу отбирались по всей стране вундеркинды из вундеркиндов.

Сама же передача - молоко, сильно разбавленное водой: неинтересные конкурсы, ведущие, натужно играющие ведущих... Девочка Диана Шпак слишком откровенно "работает" под взрослую диву. "Фабрикант" Марк Тишман, испорченный корпоративными вечеринками, чересчур энергично тычет указательным пальцем в камеру. А в остальном "Сокровище" - это традиционная викторина, сильно уступающая по ритму, по темпу, по интриге программе "Самый умный" с Тиной Канделаки.

Надо сказать, ничто так не способствует успеху шоу, как точное попадание с ведущим. И ничто так его не обрушивает, как неудача с ведущим.

Первоначально шоу "Давай поженимся!" вышло в эфир с миловидной блондинкой Дашей Волга. Оно бы долго не протянуло, если бы Дашу не сменила в один прекрасный день актриса Лариса Гузеева. До нее была достаточно тупая игра в сватовство. А с ней на передаче появилось что-то живое, жизненное.

Всего-то и надо было, оказывается, чтобы ведущая приоткрылась, примерила бы на себя роль свахи, выказала бы толику иронии и самоиронии, прикинула бы, каково ей было бы вот с этим мужем; или если бы она была мужчиной, то, насколько ей захотелось бы связать свою жизнь вот с этой невестой.

Артистка Гузеева вольно или невольно, сознательно или подсознательно создала образ российской Ханумы, женщины доброй, активной, без предрассудков и с большим жизненным опытом.

Чего этой передаче недостает, так это экспертных подсказок доктора Лайтмана, героя поминавшегося сериала "Обмани меня".

Домашнее задание телезрителю

Смею утверждать, этот сериал - новое слово в детективном жанре. Детективов хороших и разных было создано превеликое множество; новых слов в художественной методе розыскного дела - раз, два и обчелся. Ну, дедукция Шерлока Холмса... Мегрэ, Марпл, Пуаро и кто еще там - это его модификации. Их работа замешана на дотошной наблюдательности плюс богатый жизненный опыт, психология и логика. Потом развилась научная криминалистика, и именно она стала залогом успехов нынешнего поколения криминалистов. См. сериалы "След" и "Человек и закон". Новация лейтенанта Коломбо состояла в том, что в напарники расследователю был придан преступник, который, не ведая того, не желая того, помогает следствию разоблачить убийцу, то есть самого себя.

А вот доктор Лайтман - не криминалист, не дедуктивист, не психолог; он выучил язык тела, на котором все так или иначе невольно говорят, но мало кто в этом отдает отчет.

Пожарный говорит о погибшем чернокожем коллеге, что он ничего не имел против него, но губы в какой-то момент оказались плотно сжатыми. На языке мимики это означает ненависть. Так выдает себя подсознательный расизм. Раздутые ноздри - неуважение. Два пальца у рта - страх сказать что-то лишнее. Женщина трогает шею - она в это мгновение скрывает какую-то эмоцию. И еще нескончаемый ряд микродвижений мускулов лица, каждое из которых - смысловой значок.

Разумеется, мимические признания преступников в суд не представишь в качестве улики, но они наводят на след, ведущий к истине. Но как его, доктора Лайтмана, навыки и способности пригодились бы нам, телезрителям, при встрече с тем или иным популярным медиаперсонажем. Внимательнее всмотритесь в их лица. Видите, как кривится рот господина Малахова, когда он говорит со своими гостями, - это знак отношения к собеседнику. Как поджимает губы Собчак - так она выражает свое презрение. Хотя на устах елейное уважение.

Мое домашнее задание телезрителю. Запишите на видеомагнитофон последние кадры программы "Время", когда Екатерина Андреева тепло прощается с вами и произносит слоган: "Будьте с Первым, и вы узнаете первым". А затем проанализируйте изображение в соответствии с научной теорией лжи, обоснованной доктором Лайтманом.

***

К слову, этот вымышленный персонаж родился не на пустом месте. У героя есть прототип - крупный ученый Пол Экман, автор книги Telling Lies, выдержавшей несколько изданий.

На основе этой и других исследований Paul Ekman Group были созданы программы для агентств национальной безопасности и судебных расследований. Отчего бы тогда не сочинить еще одну программу, которая дала бы возможность телезрителю стать живым детектором лжи.

ТВ и сериалы