29.07.2009 04:00
Экономика

Новые "артерии" на Юге России станут конкурентами ТРАСЕКА

Ученые оценят эффективность транспортных путей, создаваемых на Юге России
Текст:  Вероника Белоцерковская (Ростов-на-Дону)
Российская газета - Экономика Юга России: №0 (4962)
Читать на сайте RG.RU

Южный научный центр РАН будет участвовать в сравнительной оценке проектов строительства новой судоходной артерии.

Речь идет об оценке технико-экономических характеристик каналов между Каспийским морем и Азово-Черноморским бассейном "Волга-Дон-2" и "Евразия". По результатам конкурса работу выполнит московский проектный научно-исследовательский институт, а ЮНЦ РАН станет соисполнителем работ. Проект будет реализован на средства Евразийского банка развития - финансовой организации, учрежденной правительствами РФ, Казахстана и Армении.

Юг России исторически представляет собой пересечение основных путей из Азии в Европу и с юга на север. Каспийское море лежит на пересечении многих путей с востока на запад и с севера на юг. Всем прикаспийским государствам необходим надежный путь, связывающий Каспийское море с Мировым океаном. Транспортная система ЮФО может создать серьезную конкуренцию проекту ТРАСЕКА (международный транспортный коридор Туркмения - Азербайджан - Грузия - Украина) и планам транзита нефти и газа в обход России.

Но для этого необходимо проложить новый маршрут. Судопропускная способность Волго-Донского канала в настоящее время практически исчерпана. Он был введен в эксплуатацию в 1952 году. Первая очередь воднотранспортного соединения включает 18 судоходных шлюзов. Вторая очередь предполагала строительство второй нитки шлюзов на канале по мере увеличения грузопотока в том же направлении.

Сравнить, что лучше устранит ограничения роста перевозок, вторая нитка Волго-Донского водного пути или канала "Евразия", будет непросто. Чтобы дать ответ на вопрос, какой канал эффективнее соединит два континента и интегрирует Юг России в международную воднотранспортную систему, специалистам нужно провести серьезную работу. В частности, им предстоит дать оценку социальным, экономическим, геополитическим и экологическим последствиям реализации проектов как в государственном, так и в региональном масштабах.

После завершения работ будет выбран лучший вариант воднотранспортного соединения и подготовлены предложения правительствам России и Казахстана по его реализации.

По тематике проекта ЮНЦРАН несколько лет выполнял работу по программе отделения наук о Земле Российской академии наук "Развитие технологий мониторинга, экосистемное моделирование и прогнозирование природных ресурсов в условиях аридного климата". Как рассказал председатель ЮНЦ РАН академик Геннадий Матишов, у коллектива есть опыт мониторинга природных ресурсов и опасных природных явлений, прогнозов экосистемных процессов и обоснования природоохранной стратегии.

- Только за 2004 - 2008 годы нами было проведено 38 комплексных экспедиций по Ростовской и Астраханской областям, Ставропольскому краю, Дагестану, Калмыкии, - сказал он. - Исследования проводились на озере Маныч-Гудило, водохранилищах, реках Дон, Волга, Кура и Терек. В этой работе мы планируем задействовать около 70 специалистов. Мы проведем фундаментальные инженерные экологические изыскания. На основе экосистемного подхода будет найден оптимальный проект будущего канала, соответствующий природоохранному законодательству.

Напомним, что во втором томе Атласа социально-политических проблем, угроз и рисков Юга России, изданном в 2007 году ЮНЦ, уже поднимали проблему альтернативных вариантов канала. В одной из карт авторы сравнили потенциал ВДСК-2, "Евразии" и канала "Казак", который мог бы соединить Каспийское море с Кубанью. По мнению авторов, комплексный эффект от реализации этих проектов затронет не только транспортную сеть, но и социальную инфраструктуру, занятость населения, даст импульс в развитии периферийных территорий многих субъектов Юга России.

В ближайшие месяцы пройдут две комплексные экспедиции по маршруту предполагаемой трассы ВДСК-2 и канала "Евразия". В ней примут участие сотрудники московского проектного института и ЮНЦ РАН.

Водный транспорт Ростов-на-Дону Юг России