30.07.2009 01:00
Экономика

Проезд по первым платным трассам обойдется в 3 - 5 рублей за километр

Проезд по первым платным трассам обойдется в 3 - 5 рублей за километр
Текст:  Татьяна Шадрина
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №140 (4964)
Читать на сайте RG.RU

Через четыре года можно будет прокатиться с ветерком по первому участку новой скоростной трассы Москва - Санкт-Петербург.

На 43 километрах расчетная скорость движения составит 150 км в час. Машины будут двигаться по 8 - 10 полосам. Правда, все это не бесплатно. В среднем один километр пути здесь обойдется водителю в 3,6 рубля.

Местным - бесплатно

На этой неделе состоялось подписание концессионного соглашения на прокладку и содержание стартового участка скоростной автодороги из Москвы в Северную столицу. Он пройдет от МКАД до 58 го километра Ленинградского шоссе. Но что важно: новая дорога станет альтернативой уже существующей. Так что у водителей будет выбор, где ехать.

Конечно, стоимость проезда пока ориентировочная и средне арифметическая. В дальнейшем, как пояснил заместитель министра транспорта Олег Белозеров, цена будет определена более четко в зависимости от вида транспорта (легкового или грузового) и времени суток. А вот местные жители могут не волноваться. У них будет право бесплатного проезда до своего дома. Не придется платить и спецтранспорту, например "скорой помощи" и пожарным машинам. Впрочем, более точные тарифы проезда и льготные категории водителей будут определены в постановлении правительства, когда дорогу уже построят.

Первый участок нового автобана начнут прокладывать в следующем году. А пока государство после долгих конкурсных процедур и подготовки участка под строительство официально оформило свои отношения с концессионером. Им стала французская компания "Винси". Технологии европейского партнера, который входит в консорциум по строительству и эксплуатации трассы, позволят построить современную дорогу. Общая стоимость проекта - около 60 миллиардов рублей, из них 23 миллиарда выделяется правительством России, остальные привлекают концессионеры.

Удар по пробкам

Новая дорога поможет решить транспортные проблемы Москвы и ближайшего Подмосковья, обеспечить новый скоростной подъезд к аэропорту Шереметьево, альтернативную дорогу в город Химки, Долгопрудный и Зеленоград. Платный участок станет дублером федеральной трассы М-10 "Россия".

Планируется, что трасса начнется от существующей сейчас на МКАДе Бусиновской развязки, на 15-м километре. И пройдет восточнее и северо-восточнее Химок, обойдет с севера столичный район Молжаниново, пересечет канал имени Москвы и обеспечит подъезд к аэропорту Шереметьево, к первому и второму терминалам.

Помимо хорошего асфальта на трассе установят автоматизированную систему управления движением и экстерную связь с аварийными службами и службами эвакуации. Разобьют площадки для отдыха водителей. Также планируется поставить шесть постов контроля для проверки загрязнения окружающей среды и специализированные мобильные лаборатории. По мнению экспертов, новая трасса позволит снизить количество выбросов токсичных газов в атмосферу в 2 - 3 раза. Это будет достигнуто в том числе и за счет того, что на нынешнем химкинском участке трассы Москва - Санкт-Петербург пробки исчезнут.

Кроме того, жители района смогут устроиться на работу по обслуживанию трассы. Предполагается создать новые рабочие места как при строительстве трассы, так и во время ее эксплуатации.

Плюс две тысячи рабочих мест

Участок московско-питерского автобана стал второй концессией в России. А первое соглашение было подписано пару недель назад. Речь идет о строительстве нового участка трассы Москва - Минск - дороги в обход подмосковного города Одинцово.

Здесь ориентировочная стоимость проезда, конечно, подороже, чем на ленинградском дублере, - 4 рубля 90 копеек. Но сама трасса меньше и проехать по всей ее длине будет стоить немного больше 100 рублей. За эти деньги новый выход на МКАД с федеральной автомобильной дороги М-1 до населенного пункта Лесной Городок в Подмосковье даст возможность жителям Одинцова спокойно спать ночью.

Сейчас же федеральная трасса проходит через город, где на перекрестках скапливается большое количество транзитных легковушек, грузовиков и автобусов. Платный дублер позволит удвоить пропускную способность всего транспортного коридора Москва - Минск, автодороги Москва - Бородино (Можайское шоссе) на головном участке, проходящем через Одинцово и Красногорское и Рублево-Успенского шоссе. Появление этой автодороги снимет транспортную напряженность на западе и северо-западе Москвы, разгрузит Кутузовский проспект.

Длина нового выхода на Московскую кольцевую автомобильную дорогу с федеральной автомобильной дороги М-1 "Беларусь" составит более 18 километров. Шесть полос движения будет до транспортной развязки с Можайским шоссе и четыре от нее и до конца трассы. Дорога пойдет от столичной улицы Молодогвардейская до 33-го километра у Лесного Городка в Подмосковье, где предусмотрено окончание трассы.

Конкурс на ее строительство, как и конкурс на прокладку дублера Ленинградки, проведен в 2008 году. Победителем стала компания "Главная дорога". При этом концессионер намерен вложить в нее более 25 миллиардов рублей, а объем государственного финансирования строительства дороги составит 11 миллиардов рублей. На строительстве этой платной дороги планируется задействовать до 1,5 тысячи человек. А через два года, когда ее проложат, можно будет создать 2 тысячи рабочих мест для эксплуатации и обслуживания трассы.

Это забытое слово "концессия"

Со времен Ильфа и Петрова в нашей стране даже разговоров не было о концессионных соглашениях. Можно сказать, что они ждали своего часа 80 лет.

В царской России на концессиях были построены практически все железные дороги. Альянс государства и частного предпринимательства особенно популярным был в губерниях. Здесь в концессию отдавали коммунальное хозяйство. В 20-е годы прошлого века, во времена НЭПа, было создано 24 концессии в промышленности, 14 - в добывающих отраслях и по 7 в сельском хозяйстве и торговле. Потом частный капитал ушел, и с ним растворилась эта форма частно-государственного сотрудничества.

Но самые первые концессии появились еще в древнем мире. И само слово "концессия" в переводе с латинского означает разрешение или уступка, договор, заключаемый государством с частным предпринимателем. На данный момент в мире широко развиты концессии в недропользовании и на транспорте. В последние десятилетия в Европе наблюдался бум коммунальных концессий. Среди стран, широко практикующих такие соглашения, - Франция, Италия, Германия. И не случайно в первые дорожные концессии новой России как раз и пришли опытные французские и австрийские компании, которые построили не один участок платной дороги.

Продолжение следует

В 2010 году, возможно, будут объявлены конкурсы на заключение еще трех дорожных концессионных соглашений.

Минтранс прорабатывает проектную документацию на несколько участков платных трасс: для альтернативных участков трассы М-1 "Беларусь", М-4 "Дон", М-7 "Волга", "Москва - Минск", а также части Ленинградского шоссе, но уже на выходе из Санкт-Петербурга.

Кроме того, существуют планы по строительству одного из фрагментов Центральной кольцевой автодороги в Московском регионе, которая местами пройдет по Малому бетонному кольцу.

Новые платные дороги

Инфраструктура Товары и цены