30.07.2009 09:00
Экономика

По дороге с поля на кухню овощи дорожают на 200-300 процентов

По дороге с поля на кухню овощи дорожают на 200-300 процентов
Текст:  Константин Бахарев Дмитрий Бельский Ульяна Вылегжанина Ольга Журман Екатерина Ковалевская Андрей Куликов Татьяна Панина Дмитрий Раичев Наталья Решетникова Татьяна Тараканова Татьяна Ткачёва Михаил Чкаников
Российская газета - Федеральный выпуск: №139 (4963)
Читать на сайте RG.RU

Овощи, по данным Росстата, оказались лидером повышения потребительских цен по итогам первого полугодия среди всех съедобных товаров. Это при том, что на дворе - разгар лета. Капуста с декабря подорожала на прилавках аж на 60 процентов, лук и морковь - на 50 процентов. При этом минсельхоз докладывает: отпускные цены отечественных производителей той же капусты белокочанной выросли за полгода в среднем по стране только на 13 процентов.

Прилавок "ушел в отказ"

Что и кому потребитель вынужден сейчас, летом, платить за "овощную корзину" на 38 процентов дороже, чем в прошлом декабре? Торговцам? Но они отметают сам факт ураганного роста потребительских цен на овощи. Директор Ассоциации компаний розничной торговли Илья Белоновский, представляющей интересы крупных торговых сетей "федерального значения", заявил корреспонденту "РГ": "Мы не видим роста цен на овощи по сравнению с прошлым годом. Более того, стоимость некоторых овощей в предприятиях розничной торговли нашей ассоциации снижается".

Как формируется эта удивительная стабильность цен в сетях, понять на фоне девальвации рубля сложно. Ведь часть импортных овощей определенно должна была вырасти в цене из-за того, что подорожал доллар. А вот поди же, "снижается".

Но это не единственная странность овощной товаропроводящей цепочки. Например, эксперты почему-то затрудняются ответить на вопрос, какова доля импорта на этом нашем рынке. Они ссылаются на отсутствие таможни на границе с Белоруссией и, как следствие, - невозможность точного учета поставок из-за рубежа.

Или вот еще чудо. По данным генерального директора Всероссийской ассоциации "Теплицы России" Натальи Роговой, овощи защищенного грунта в последние недели подешевели на 10-20 процентов (потому, что появились грунтовые), а вот на ценниках в торговле это не отразилось. Более того, местами цены на этот товар даже выросли, утверждает Наталья Рогова.

В общем, кто прав: статистики, аграрии или торговцы, - так и остается тайной.

Вилок делает виток

Зато кто и сколько зарабатывает на кочане капусты, выяснить оказалось несложно. "Мы сейчас продаем капусту по 9 рублей за килограмм, - рассказывает директор подмосковного Совхоза имени Ленина Павел Грудинин. - А на рынке она стоит 25 рублей, в торговых сетях - 30-40 рублей за килограмм".

По данным минсельхоза, в среднем по стране отпускные цены производителей на лук репчатый где-то около 10 руб., на свеклу столовую - около 11 руб., на морковь - около 12 руб. за килограмм. Что такого делают с овощами перевозчики, перепродавцы и розничные торговцы, от чего по дороге к покупателю товар поднимается в цене на 200-300 процентов?

К сетевому прилавку путь кочанов и корнеплодов, по словам Павла Грудинина, долог. С базы их забирает дилер, перепродает непосредственному поставщику торговой сети, и только потом товар попадает в сеть.

Отчасти эту вакханалию торговых наценок можно, наверное, списать на прожорливость столичного рынка. Он проглатывает всё - только давай. Но вот что происходит в российских регионах.

Морковь любит конкуренцию

Во Владивостоке селяне сдают овощи посредникам или торговым сетям в 2-2,5 раза дешевле цены, за которую они потом продаются. Здесь, конечно, транспортная составляющая в доставке овощей от "поля до прилавка" - самая заметная. Впрочем, эта статья расходов для всех регионов стоит на первом месте.

Как признался "РГ" один из владивостокских поставщиков, пару лет назад транспортные расходы составляли 3-4 процента от отпускной цены, а сейчас поднялись до 34 процентов. Кроме этого, в стоимость овощей входят и другие составляющие: аренда места на рынке или высокие дальневосточные тарифы на тепло- и электроэнергию для магазинов плюс теневые сборы, которые увеличились, несмотря на рекомендации "не кошмарить" проверками малый бизнес.

Сетевые магазины в Волгограде, которые уже два года работают с овощеводами напрямую, к транспортным расходам добавляют еще и затраты на то, чтобы овощи откалибровать, отмыть, пакетировать, выстроить логистику поставок, чтобы во всех магазинах всё было постоянно, и в нужном ассортименте. Торговцы говорят, что с удовольствием работали бы с цивилизованными овощеводами, которые брали бы операции по фасовке-калибровке на себя. Но их нет. В итоге сейчас разница между полевой и торговой ценой, например, капусты составляет 300 процентов. По дороге она дорожает с 5 рублей за килограмм до 15 рублей. Почти в два раза прибавляют помидоры. Огурцы прибавляют в цене 45 процентов.

В Саратовской области - другая проблема. Цена от поля до прилавка традиционно увеличивается здесь за счет перекупщиков. Сами сельхозпроизводители зачастую не в состоянии реализовать свой товар. А сетевые магазины берут товар под реализацию, то есть на условиях не выгодных сельхозпроизводителю. Во-первых, принимаются мелкие партии. И фермер, который вырастил две тонны моркови, не в состоянии сам развезти ее по всем торговым точкам. Во-вторых, если товар в магазине, поставленный под реализацию остался не продан, его остается только выбросить. И фермеры терпят убытки. Бюджетные учреждения сейчас овощи для своих нужд закупать должны на аукционах, и это порождает новые проблемы. В глубинке фермеры еще могут принять участие в таком аукционе для местного садика, школы, больницы. Однако в крупных городах фактически селяне зачастую лишены такой возможности, перекупщики на подобных аукционах снова оказываются на коне.

А вот в Пермской области разница между отпускной ценой и продажной не очень большая. Это объясняется высокой конкуренцией на овощном рынке.

В Прикамье поступают овощи из Узбекистана, Волгограда, Астрахани, соседних регионов. При этом все стараются побыстрее продать товар, чтобы он не испортился. Цена на него снижается. На рынках можно найти качественные помидоры за 35 рублей за килограмм, тогда как в супермаркетах они стоят максимум 50 рублей, и огурцы за 12 рублей - всего на три рубля меньше, чем в магазине. В целом же по сравнению с прошлым годом розничная цена на овощи выросла примерно на 3-5 рублей. Местные овощеводы даже жалуются на пермскую власть, что она не защищает их от конкурентов. "Это наша главная проблема, - говорит заместитель председателя производственного кооператива Дмитрий Теплых. - Из-за высокой конкуренции мы вынуждены снижать цены. В других регионах как-то сдерживают чужаков, дают своим дотации, субсидии, у нас ничего этого нет".

Ярмарка сбивает цены

Дабы сократить накрутки розницы, власти регионов организуют овощные ярмарки. В Волгограде в этом году начали проводить дни муниципальных районов. Так, пару недель назад горожане сметали иловлинские огурцы по вполне привлекательной цене в 12 рублей за килограмм вместо 17-40 в магазинах.

В Приморье власти тоже пытаются организовывать в городах ярмарки, чтобы селяне могли сами продать свою продукцию, а не сбывать ее посредникам. Но она, как правило, ниже, чем на стационарных рынках, не более чем на 5 рублей. Причина - дорогая перевозка. А в Воронеже упор сделали в основном на стационарные рынки. "Цены на нашу продукцию приемлемые, специальные меры для их снижения не требуются, - сообщила начальник отдела развития рынка городского управления по предпринимательству, потребительскому рынку и услугам Ольга Елисеева. - По распоряжению главы города 40 процентов торговых мест на муниципальных рынках отводим местным товаропроизводителям. А в сезон, когда идет сбор урожая, выделяем дополнительные места, чтобы бабушки, которые норовят встать на обочине, могли цивилизованно продать свои несколько ведер. Мы также предоставляем им льготу на оплату торгового места. Если индивидуальные предприниматели платят по 100-140 рублей, то физические лица - по 10-50 рублей. Таких физлиц у нас больше, чем торговых мест. Но у них цены почти те же, что и в прошлом году. И остальные торговцы к ним автоматически подтягиваются".

В Саратове тоже есть хороший стационарный рынок в микрорайоне Юбилейный. Цены на нем ниже, чем на других рынках на 20-25 процентов. Но проблема в том, что для многих горожан затраты на проезд до рынка не окупаются дешевизной товара. Хороший вариант, считают специалисты, создание сельхозпроизводителями собственной сети торговых точек. Однако это под силу только крупным сельхозпредприятиям. "На наш взгляд, здесь недорабатывают муниципальные власти. Не оказывают содействие в оформлении земельных участков под торговые точки", - пояснила начальник отдела областного министерства сельского хозяйства Ирина Белова.

Опт вне игры

В Волгоградской области урожай на корню охотно разбирают консервные заводы из других регионов. И, по сути, именно они диктуют здесь цены, сообщила глава частного овощеводческого хозяйства Валентина Козионова. Но в этом году, по ее словам, количество перекупщиков в цепи "поле-завод" резко сократилось. За товаром заводчане приезжают сами. К тому же, урожайность овощей в регионе ожидается не ниже прошлогодней. Поэтому волгоградские власти считают, что цены на овощи сохранятся на прежнем уровне.

А вот в в Воронежской области закупочные цены отличаются в разных селах и меняются чуть ли не каждый день. Где-то перекупщики ориентируются на ситуацию на московских рынках. Где-то устанавливают минимальные расценки, зная, что никто свой товар напрямую на крупные торговые точки не повезет. Нередко крестьяне сдают по 10 рублей за кило морковь, которая стоит 15, просто потому, что нужны деньги или хочется что-то ещё вырастить на участке до конца лета. Однако воронежские крестьяне предпочитают крупные партии товара возить в Москву - на больших рынках проще заработать, даже расходы на дорогу и взятки гаишникам окупятся.

Практически все селяне говорят о том, что им нужны свои овощехранилища. Тогда можно будет более гибко выстраивать свою ценовую политику. Для производителя плохо, когда высокие цены и в рознице - товар никто не покупает. И слишком низкие в опте - тогда производить овощи просто не выгодно. В Саратовской области в прошлом году фермеры в рамках сбытовых сельхозкооперативов собирались начать строить овощехранилища, однако в связи с кризисом и недоступностью банковских кредитов эта идея так и осталась не реализована.

Ценовые перепады при растущем из года в год объеме овощей в Краснодарском крае тоже связывают с тем, что на Кубани в настоящий момент нет возможности хранить эту продукцию. Об этом корреспонденту "РГ" рассказал председатель Агропромышленного союза края Игорь Лобач. "В пик, когда идет сбор, овощи массово вывозятся на рынок, - пояснил он. - В итоге мы увеличили производство, а потом и сами производители сбивают цену. Доходит до того, что у нас как-то стоимость свеклы у сельхозпроизводителя упала до 2,5-3 рублей, а через пару недель выросла до 13. А перекупщики, имея помещения, забирают продукцию, когда она дешевая".

Итак, главным образом, овощи от поля до прилавка дорожают за счет транспортных расходов, расходов на хранение и аренду торговых площадей. Это то, что лежит на поверхности. А если заглянуть глубже, то получается, что в регионах нет пока единой стройной системы доставки овощей в торговлю. Один даже очень хороший стационарный рынок в миллионном городе проблемы не решает. Нужно выстраивать систему реализации товара местными сельхозпроизводителями: создавать потребительско-сбытовые кооперативы, строить овощехранилища, формировать сеть заготовительных пунктов, замкнув их на крупные концентраторы. И, судя по всему, вся эта работа пока только в зачаточном состоянии. Но она уже началась. Например, Законодательное собрание Краснодарского края утвердило мероприятия по развитию овощеводства на 2009-2011 годы. Общий объем финансирования составляет

735 млн рублей, в том числе за счет краевого бюджета 336 млн рублей. В программе отдельным пунктом предусмотрена организация заготовительных предприятий.

"Они, - пояснил председатель Агропромышленного союза края Игорь Лобач, - должны ставить перед фермерами конкретные задачи: какая продукция, какого качества и в какие сроки необходима. И забота власти - отрегулировать доходность на каждом этапе". По моему мнению, у производителей рентабельность должна быть не менее 50 процентов, у оптовиков - 8-12 процентов, у розницы - 12-15 процентов. А а сейчас все как раз наоборот".

Товары и цены АПК