От России и Беларуси номинированы создатели памятников классики белорусской литературы и поэзии Янке Купале в Москве, авторами которого являются архитектор Юрий Григорьев, скульпторы Лев и Сергей Гумилевские, и памятника великому русскому поэту Александру Пушкину в Минске - их создали Юрий Григорьев, скульпторы Юрий и Григорий Ореховы.
Сегодня мы знакомим читателей "СОЮЗа" с народным архитектором Российской Федерации, заслуженным архитектором Беларуси, академиком архитектуры, первым заместителем главного архитектора Моcквы Юрием Григорьевым. Родился он в 1932 году в поселке Кулотино Окуловского района Новгородской области, а с 1945-го жил в Беларуси. В 1956-м окончил Московский архитектурный институт. 30 лет работал в Беларуси, пройдя путь от рядового архитектора в институте "Белпромпроект" до главного архитектора Минска - заместителя председателя Госстроя БССР. При координации и авторском участии Юрия Пантелеймоновича выполнен и реализован Генеральный план развития Минска и его природной зоны до 2000 года, проект детальной планировки центра белорусской столицы, проекты застройки проспектов Машерова, Якуба Коласа, Партизанского, проекты жилых районов "Зеленый луг", "Веснянка" и др., студенческие городки БГУ и БПИ, ряд комплексов НИИ, Дома литератора и художников, крытый каток в парке им. Горького... Все это во многом способствовало повышению уровня градостроительства и архитектурного облика Минска. Сегодня Ю. Григорьев трудится первым заместителем главного архитектора Москвы, одновременно возглавляя Московский научно-исследовательский и проектный институт типологии, экспериментального проектирования, который не без его участия стал лидером по разработке проектов для массового жилого строительства, школ, дет садов, объектов торговли.
Ю. Григорьев - творческий руководитель проекта культурно-делового центра "Дома Москвы", который открылся в Минске в минувшую пятницу. В Москве Юрий Пантелеймонович хорошо известен своими работами - он ведущий автор создания таких объектов, как Малый Манеж в Георгиевском переулке, школа классической акварели Сергея Андрияки на Гороховской улице, жилые комплексы "Золотые ключи" на Минской улице, "Шуваловский" на Мичуринском проспекте, "Берлинского дома" на Петровке и т.д. Он один из ведущих авторов застройки крупнейших жилых районов Марьиной Рощи и Южное Бутово, а еще автор архитектурно-художественного решения памятников Сергею Рахманинову на Страстном бульваре (совместно со скульптором О. Комовым), "Защитникам Земли Российской" на Кутузовском проспекте (с А. Бичуговым), "Кириллу и Мефодию" на Славянской площади (с В. Клыковым), Георгию Жукову на Манежной площади (с В. Клыковым).
Корреспондент "СОЮЗа", перечислив далеко не полный список сделанного архитектором Ю. Григорьевым, в начале беседы поинтересовался:
- Юрий Пантелеймонович, вы родились в маленьком новгородском поселке. Как стали архитектором?
- Я всегда рисовал и уже в седьмом классе был уверен, что стану архитектором. Мое поколение в детском возрасте пережило страшную войну. В сорок четвертом году в конце войны партия на работу в Беларусь направила моего отца. Я окончил белорусскую школу, поступил в Московский архитектурный институт, несмотря на большой конкурс, и, закончив его, уехал обратно в Беларусь. Прошел там все ступеньки своей профессии, стал главным архитектором Минска.
- Когда, на ваш взгляд, в Минске были созданы самые благоприятные условия работы для главного архитектора?
- При всех руководителях республики Беларуси всегда везло на сильных лидеров. Я часто бываю там, вижу, как планомерно продолжает развиваться Минск. В городе идеальный порядок, там появились новые крупные архитектурные объекты, активно влияющие на облик города. Президент Беларуси Александр Лукашенко много внимания уделяет этим вопросам. Много для Минска сделал и Михаил Павлов, будучи руководителем города, со своей сильной командой.
- Последние двадцать лет вы трудитесь в российской столице. Как сейчас ситуация, повлиял ли кризис на строительство в Москве?
- За последние годы облик Москвы радикально изменился. Построено много крупных и уникальных объектов, во многом определяющих архитектуру города. Конечно, сегодня в условиях мирового кризиса что-то вынуждены сокращать, что-то может подождать, но те дома, которые уже возводятся, продолжают строиться. Руководители города направляют усилия специалистов на увеличение социального и сокращение дорогого коммерческого жилого строительства.
- Творческая работа забирает много нервных клеток: желание что-то пробить, доказать по-прежнему забирает много сил, но, главное, какова отдача? Что в ваших планах?
- Много предстоит работы, в том числе и в Беларуси. Строим по российскому проекту жилой квартал в Минске на проспекте Дзержинского. Часть этого ансамбля по просьбе Президента Беларуси возводится для молодых семей. Квартиры уже покупают. Намечено проектирование жилого элитного микрорайона "Лебяжий". Для Москвы разрабатываем целый ряд новых крупных проектов, в том числе новые типы жилых и других объектов. Идет строительство гостиниц по моим проектам с участием коллег в городах Золотого кольца России. Для меня лично эта работа интересна тем, что надо было попасть в стилистику города. С возрастом меня стало тянуть снова на классику. Все-таки классика бессмертна.
- Кому пришла идея строительства Дома Москвы в Минске? О нем, кстати, рассказывается в сегодняшнем номере "СОЮЗа".
- Юрию Михайловичу Лужкову в рамках сотрудничества Москвы с Беларусью. И жилые кварталы в Минске - его инициатива.