Опубликованы статистические данные, согласно которым Уральский федеральный округ по итогам первого полугодия занял второе место после Дальнего Востока по уровню падения продаж автомобилей.
Машина из нашего двора
По данным областного управления ГИБДД, на Среднем Урале за первое полугодие было поставлено на учет 96175 новых автомобилей. А снято больше - 101545. В 2008 году прирост автомобилей значительно превышал их "списание" - 312953 зарегистрированных и 248348 снятых с учета.
- 2008-й год был самым "урожайным" за всю историю существования нашего салона, - рассказывает исполнительный директор одной из екатеринбургских компаний-дилеров японских автомобилей Алексей Кучков. - А за последние шесть месяцев продажи упали в три раза. Хотя в последние недели количество обращений снова стало расти.
Сергей Целиков, директор агентства "Автостат", подчеркивает, что ситуация на Урале соответствует общей тенденции падения спроса в регионах с высокой концентрацией промышленности. Несмотря на это, Свердловская и Тюменская области по-прежнему занимают в рейтинге продаж иномарок третье и четвертое места после Москвы и Санкт-Петербурга. Сегодня на них приходится 3,23 и 3,03 процента спроса соответственно.
"Парад распродаж" демонстрируют практически все автомобильные дилеры, стремясь привлечь новых покупателей. Самыми востребованными являются иномарки отечественной сборки, а также зарубежные модели 2008 года. Из-за удорожания доллара и евро они стоят значительно дешевле, чем произведенные в 2009-м.
Качественные изменения на рынке ожидаются ближе к осени, когда в предложении начнут превалировать более дорогие модели "свежего" выпуска. Не исключена волна банкротств автодилеров, потому что объем рынка существенно сократился. Уже две компании в России были признаны банкротами, еще несколько инициировали такую процедуру. "Под удар" попали те салоны, которые брали крупные товарные кредиты у производителей. В Екатеринбурге пока ни один дилер не объявил об уходе, но многие уже начали сокращать торговые сети, минимизируя издержки.
Ажиотажа больше нет
Российский авторынок в течение последних лет рос исключительно за счет кредитного бума. В 2008 году каждый второй автомобиль покупался на заемные средства, причем предлагались самые разные схемы: экспресс-кредитование, кредиты без первого взноса, кредиты на покупку техники "с рук" и другие. Сейчас ситуация на рынке кредитования сильно напоминает 2004 год, как по количеству предложений, так и по ассортименту. К примеру, в Екатеринбурге число банков, выдающих займы на покупку автомобилей, снизилось в два раза
- Автокредит является долгосрочным займом сроком до пяти лет. В сложившейся ситуации не так много людей может быть уверено в том, что сохранит свой доход на протяжении всего кредитного периода. Банки предусматривают этот риск. Так же как и риск мошенничества со стороны заемщика. Дело в том, что сегодня при регистрации купленного в кредит автомобиля ГИБДД не делает отметки о залоге, что открывает недобросовестным гражданам возможности для перепродажи, - поясняет заместитель председателя Уральского банковского союза Евгений Болотин.
По его словам, волны невозвратов автокредитов, так же как и изъятий "стальных коней" у владельцев за долги, пока не наблюдается.
Такая тенденция проявляется лишь в сегменте коммерческой автотехники, где заемщиками выступают компании-перевозчики.
Заместитель генерального директора екатеринбургского филиала крупного международного банка Сергей Козлов констатирует, что в сфере автокредитования остались игроки, которые, во-первых, имеют свободные ресурсы, а во-вторых, в состоянии профессионально оценивать и управлять рисками невозврата. Любопытна статистика - со второго квартала 2008 года до сегодняшнего момента банк, сократив объемы автокредитования в два раза, свою долю на ужавшемся рынке не только не потерял, но и увеличил в четыре раза. Так быстро освобождали свои ниши те, кто менее консервативно относился к выдаче займов.
По оценке экспертов, всего за полгода в России было продано в кредит 130-150 тысяч машин, а за аналогичный период прошлого года - 700 тысяч. Продажи "за наличные" сократились на 18-20 процентов. Самым сильным падением были отмечены зимние месяцы, в то время как весной активность кредитования начала восстанавливаться.
Кредит для своих
Страны Западной Европы добиваются стабильности на авторынке, предлагая льготные кредиты и премии за утилизацию старых автомобилей. В России с апреля нынешнего года тоже действует программа льготного автокредитования с участием трех федеральных банков. В скором времени ее обещают упростить. Лимит по первому взносу планируется уменьшить с 30 до 15 процентов, а лимит стоимости авто, напротив, увеличить с 350 до 600 тысяч рублей. Кроме этого, расширяется перечень моделей, на которые будут распространяться льготные кредиты. На нужды автокредитования выделено шесть миллиардов рублей из федерального бюджета. При таком объеме финансирования программа способна удовлетворить не больше пяти процентов спроса. Для существенного влияния на рынок требуется сумма в два-три раза больше.
Евгений Болотин придерживается мнения, что ограничения субсидирования по модельному ряду являются оправданными:
- Хотелось бы, чтобы поддержка касалась, прежде всего, отечественного автопрома. В Свердловской области есть предприятия, которые являются поставщиками автомобильных заводов, и спрос на их продукцию во многом определяет экономическую обстановку и занятость в регионе, - подчеркнул он.
На территории региона работает около 10 крупных поставщиков автопрома. Некоторые из них уже оказались в нестабильном состоянии из-за сокращения заказов.
По словам автодилеров, зимой спрос на отечественные автомобили тоже упал, хотя и меньше, чем на иномарки. Сейчас же, напротив, наблюдается тенденция к умеренному росту.
- С начала года кредитование выросло на 30 процентов, - рассказывает заместитель директора по развитию продаж челябинского автосалона Кондратий Челмакин. - Влияет и сезонный фактор, и спецпрограммы: 49 процентов кредитов у нас - льготные. Радуют улучшения по сроку и размеру первого взноса, но часть клиентов отталкивает дисбаланс между увеличением возможной суммы кредита и его трехлетним сроком. Даже с учетом низкой процентной ставки ежемесячные платежи получаются высокими.
Уральское подразделение крупнейшего государственного банка выдало с апреля 1426 льготных автокредитов. В салонах, активно работающих по льготной программе, их доля среди прочих кредитов может доходить до 50 процентов.
Сегодня доля продаж отечественных автомобилей составляет 25,5 процента, что на 1,5 процента выше, чем в начале года. Семь моделей стабильно входят в десятку лидеров продаж.
Между тем
Рынок подержанных легковых автомобилей, по сравнению с первичным, упал не так значительно - всего на 20 процентов. Не исключено, что в ближайшие год-два он снова переживет расцвет, так как цены на бывшие в употреблении машины не привязаны к колебаниям евро и доллара.