До конца года в Челябинске начнет действовать новый порядок организации коммерческих пассажирских перевозок. Сегодня частные компании не ограничены в выборе направлений, но уже скоро им придется бороться за популярные маршруты на конкурсах.
Отвечать за проведение конкурсов будет управление муниципального заказа, а разработка схемы маршрутов и расписания движения ляжет на городское управление дорожного хозяйства. Конкурсы предполагается проводить по схеме: один лот - один маршрут. Победитель получит право работать на этом направлении в течение трех лет, что должно исключить конкуренцию. Недобросовестную, особо подчеркивают в мэрии. А также конфликты между водителями маршруток, периодически доходящие до рукоприкладства, и пробки на популярных направлениях из-за переизбытка машин. В часы пик карманы у остановок не вмещают все автомобили, поэтому пассажиров могут высаживать далеко за пределами отведенных площадок, что также не способствует безопасности движения.
Разумеется, противники нововведений не преминули заметить, что обилие маршруток говорит, прежде всего, об их востребованности, то есть о неудовлетворенном спросе горожан на транспортное обслуживание. И упорядочивание (читай - снижение числа машин на маршрутах в пользу одного перевозчика) может привести к повторению ситуации, имевшей место еще несколько лет назад, когда перемещаться по городу было достаточно сложно. Некоторые руководители частных компаний также сомневаются в объективности проведения конкурсов.
- У нас достаточное количество надзорных ведомств, которые фиксируют недостатки в работе перевозчиков,- говорит руководитель одной из транспортных компаний Иван Пузырев. - Если нарушения повторяются систематически, компанию надо просто закрывать в соответствии с законодательством. Во всех остальных случаях никаких ограничений для свободного предпринимательства быть не должно.
- Объявление процедуры конкурса не может являться ограничением конкуренции,- комментирует ситуацию начальник отдела контроля торгов Челябинского УФАС Татьяна Соболевская. - Напротив, конкурс - высшая ее форма. Необходимо только, чтобы он был объявлен и проведен так, чтобы не ущемить интересы действующих перевозчиков, у которых имеются соответствующие договоры и паспорта на маршруты. При этом условия конкурса, критерии и порядок оценки претендентов в нем должны быть прозрачны, организаторы не должны изначально отдавать преимущество кому-либо из участников.
У принятого мэрией решения имеются определенные экономические мотивы. Во-первых, реконструкция остановок и дорожной сети в целом проводится за счет муниципального бюджета, а тот, в свою очередь, формируется из налоговых поступлений. По словам вице-мэра Челябинска Владимира Алейникова, сегодня МУП "Челябгортранс" в год тратит на перевозку пассажиров всех категорий, включая льготников, примерно 1,9 миллиарда рублей. При этом предприятие платит налоги в размере 400 миллионов рублей. Владельцы же многочисленных маршрутных такси работают по упрощенной схеме налогообложения и отчисляют в казну всего пять миллионов, зарабатывая при этом до двух миллиардов рублей в год.
Городские власти считают, что процент отчислений частных транспортных компаний может и должен быть больше. Тем более что они не несут социальной нагрузки по перевозке льготников, а их производственные расходы намного ниже трат муниципалов на содержание объектов инфраструктуры и автопарка. Между тем плата за проезд на общественном транспорте и маршрутных такси практически одинакова.
Во-вторых, частные перевозчики сегодня не несут никакой ответственности за объекты транспортной инфраструктуры. Под это определение попадают остановки общественного транспорта, кольца для разворота, площадки для отстоя машин между рейсами. По мнению чиновников, частные компании, пользующиеся этими объектами наравне с муниципальными предприятиями, тоже должны нести расходы на их содержание: оплачивать вывоз снега с остановок, уборку мусора и тому подобное. Как конкретно это будет реализовано, станет известно уже к ноябрю. При этом городские власти поспешили заверить население, что на стоимости проезда в маршрутных такси ввод новой "символической платы" не скажется.