30.07.2009 03:00
Культура

"Портрет Дориана Грея" Мэтью Боурна завершает Чеховский фестиваль в Москве

В Москве показали балет по Оскару Уайльду
Текст:  Алена Карась
Российская газета - Федеральный выпуск: №139 (4963)
Читать на сайте RG.RU

"Портрет Дориана Грея" Мэтью Боурна завершает Чеховский фестиваль в Москве ровно через год после его премьеры на фестивале в Эдинбурге.

Во время пресс-конференции в Театре им. Моссовета, где проходят представления балета, самый знаменитый британский хореограф рассказал о том, что он долгое время мечтал превратить "Ромео и Джульетту" в "мужской балет", где двух знаменитых возлюбленных танцевали бы мужчины. С Шекспиром у него отчего-то пока не вышло, зато мистический роман Оскара Уайльда превосходно встал в новую, ультрасовременную раму.

Боурн, превративший искусство балета в концептуально-сатирические памфлеты в духе Энди Уорхола, перевел все действие романа из XIX века в XXI, художник Бэзил Холлуорд предстал (Аарон Силлис) знаменитым фэшн-фотографом, лорд Генри Уоттон, который ввел Дориана в мир красоты и порока, - стильной дамой, леди Г., хозяйку рекламного агентства (Майчела Меацца). Сам же Дориан стал у Боурна мускулистым атлетом (Ричард Винзор), который из официанта в один день (точнее - ночь) превращается в фотомодель, а затем и в лицо нового мужского одеколона Immortal, то есть "Бессмертный". Плакат с его лицом спускается с колосников как итог виртуозной работы команды гламурного бизнеса во главе с леди Г., за несколько мгновений превратившей простака в мажорного плейбоя.

Дальше - как обычно. Страстная ночь с фотографом остается эпизодом, наш герой предпочитает устойчивую респектабельную связь с леди Г. и дальнейшее движение по карьерной лестнице. И вот уж он - обладатель богемной студии, где по стенам висят иконы современного искусства от Фрэнсиса Бэкона до самого Энди Уорхола (его знаменитый "Череп").

Вместо Сибилы Вейн, в которую уайльдовский Дориан влюбляется после того как увидел ее в роли Джульетты, герой Боурна влюбляется в балетного Ромео. Но романтический белый плащ, томный жест - лишь видимость, на деле это истеричный балетный мальчик, который, придя в гости, бесцеремонно разбрасывает свои вещи и капризничает для публики.

Второй акт - это окончательное падение, где наркотики, VIP вечеринки и танцульки (всю музыку для спектакля написал Тэрри Дэвис, и если это не фрагменты прокофьевской "Ромео и Джульетты" или "Спящей красавицы", то это - музыка дискотеки) сопровождаются верчением огромного серебристого шара в виде черепа. Этот блестящий, сияющий дискотечный череп и является центральным образом спектакля, в котором отражается смертельная болезнь нашего времени - одержимость молодостью.

Множество молодых тел, выстроенных в ровную шеренгу вслед за героем, из танцевальных конвульсий незаметно переходят к смертельным - это Дориан то ли в реальности, то ли в состоянии измененного наркотиками сознания убивает их одного за другим. Фотограф вновь появляется в его жизни, требуя любви. Но под вспышками его камеры Дориан судорожно прячет лицо - ведь оно предательски стареет. Его прежнее, молодое лицо теперь принадлежит Двойнику, клону, другому официанту, случайно встреченному на вечеринке.

Молодость - это все другие, она постоянно уходит к ним, готовым стать новым лицом парфюма Immortal. И вот вслед за фотографом Дориан убивает Двойника и сам умирает, чтобы уйти в бессмертие благодаря работе папарацци: леди Г. деловито стирает с лица бывшего любовника следы крови и открывает двери репортерам - чернорабочим бессмертия.

Давно мне не приходилось видеть произведения искусства, особенно балетного, которое бы полностью вписывалось в возможности пересказа содержания. В сравнении с его же "Лебединым озером", покорившим Москву своей изысканной и остроумной изобретательностью, своим точным психоанализом, "Портрет Дориана Грея" кажется куда более прямолинейным явлением. Но как бывает с теми, кто гонится за веком, он точно передает состояние современного человечества. Он буквально совпал по смыслу со всей вакханалией вокруг смерти Майкла Джексона. Не случайно на пресс-конференции Мэтью Боурн сказал: "Когда знаменитость умирает, то это - путь в бессмертие. Своей смертью человек утверждается в будущем. Это как раз радикальный способ сохранить свою молодость навечно. Печально, но это так".

Театр