Вчерашний день в графике пасторского визита Патриарха Московского и всея Руси Кирилла был особенно насыщенным: сначала праздничная литургия и крестный ход в знаменитой Святогорской лавре, а затем посещение кафедрального собора в Горловке.
Турне патриарха по Донбассу сопровождают казачьи сотни, прибывшие на встречу со Святейшим, судя по разнообразию цвета амуниции, из всех областей юго-восточной и восточной Украины.
Святогорье - святыня духовная и историческая. Один из главных центров современной Украины. Эта "рощица" (лавра расположена на берегу Северского Донца в поросших каштанами лощинах) приглянулась екатерининскому фавориту Григорию Потемкину Таврическому, и царица подарила ему территорию, которая принадлежала монастырю. Обитель возобновила свое функционирование только в середине ХIХ века. В 1888 году недалеко от меловых гор, где рыли свои кельи древнерусские монахи, потерпел крушение царский поезд, и Александр III благодаря своей недюжинной силе и мужеству спас семью, поддерживая сошедший с рельсов вагон.
В Донбассе практически не стоит вопрос раскола. Народ здесь, так сложилось исторически, всегда тянулся к русской церкви. "Много работают и много молятся", - так охарактеризовал донбассовцев Патриарх, и церквей здесь много, в том числе на территориях шахт и промышленных предприятий. Священник Георгий Гуляев служит в храме в честь святителя Игнатия Мариупольского, расположенном на территории Донецкого металлургического завода. Настоятель - член горно-металлургического профсоюза. Ему хорошо известно, как справляется с кризисными сложностями человек, который приходит в храм после того, как день "оттрубил" у сталеплавильной печи.
- Священник является, говоря светским языком, последней инстанцией, говорит батюшка. - Сначала ищут помощи в банке, когда берут кредит, затем у знакомых и родственников. Донецк - город специфический, и люди всегда ехали сюда, чтобы зарабатывать деньги. К сожалению, не всегда материальные проблемы приводят человека в храм, бывает, он озлобляется, не может понять, что испытания посланы ему именно для того, чтобы он достойно их вынес.
Отец Георгий признал, что заводским священникам приходится непросто. Они находятся между двух огней: рабочими и собственниками предприятия, "капиталистами", комментирует батюшка.
- Владелец содержит церковь, позволяет священнику не думать о хлебе насущном и не отвлекаться от важного.
- А что важно?
- Проповедовать, служить, приходить в цеха. Быть с народом, с профсоюзами, пытаться смягчить кризисное уныние. В моей жизни были случаи, когда удавалось упросить хозяина не увольнять рабочих.
- Случалось участвовать в профсоюзной борьбе?
Батюшка отвечает без запинки:
- У священника особая миссия - быть всем для всех. По апостолу Павлу. Это не значит приспосабливаться. Нужно уметь сказать "нет", и к слову нашему прислушиваются. Особенно когда речь заходит об урезании соцгарантий, с нами советуются. Кроме того, мы "цензурируем" сценарии всех развлекательных мероприятий, которые проходят на заводе. Чтобы не было разврата. Само наличие храма за проходной задает духовный вектор жизни, даже если человек просто ходит мимо него.
- А сколько уволили народу?
- Около 10 процентов.
"Заводчане" - народ особенный, объясняет специфику службы отец Георгий. Брось все, но удели ему внимание! Любой "пофигизм" со стороны батюшки тут же будет известен в цеху. Служение на заводе - это не служение в городе, где храм часто - проходной двор, а здесь, как в селе. И ты постоянно на виду, и коллектив постоянный.
- А чем отличаются верующие опасных профессий - шахтеры, сталевары?
- Я в шахте не был, но был возле металлургических печей. И когда сталевар мелом рисует везде где возможно кресты или говорит: батюшка, без вас мы печку не будем запускать, то я ему верю. Понимаете, там работают настоящие мужики, а у них все просто: или верят или нет. Никакой показухи.