Местные администрации пишут моральные кодексы и, как барон Мюнхгаузен, ухватив себя за волосы, пытаются вытащить свою жизнь из болота бюрократии.
Что такое быть в России бюрократом, чиновником? Какими качествами должен обладать идеальный госслужащий? Чего не хватает бюрократической машине для эффективной работы? Об этом наш разговор с экспертами.
Кодекс Янтарного края
В Алтайском крае этим летом вступил в действие Этический кодекс государственных гражданских служащих. Зачем понадобилось разрабатывать специальный кодекс поведения для чиновников?
- Все мы живем по нормам и правилам, принятым древними: не укради, не убий, - говорит проректор по научной работе Российской академии государственной службы при президенте РФ, доктор юридических наук, профессор Игорь Барциц. - Но эти нравственные максимы неизбежно требуют некоторых важных дополнений, если хотите, профессиональных уточнений. Врачи принимают клятву Гиппократа, у моряков существует неписаное правило - откликаться на сигнал SOS. Свои особенности есть и у труда государственных служащих. Они действуют от имени и по поручению государства, могут пользоваться властью, имеют более широкие возможности в принятии управленческих решений, чем все остальные граждане.
Систематическое нарушение кодекса грозит увольнением, вот только не совсем понятно, кто и как будет оценивать деятельность чиновника, да и ответственность предусмотрена исключительно моральная. Сами чиновники хоть и называют Этический кодекс нужным документом, в приватных беседах признаются, что это скорее дань моде.
В России бум на профессиональные кодексы случился в 90-е годы. Так, у нас появились Кодекс чести банкира, Кодекс этики Российской гильдии риэлторов, Правила добросовестной деятельности членов профессиональной ассоциации участников фондового рынка, Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел.
- Все прекрасно понимают, какие требования предъявляются тем, кто занят в администрациях разного уровня: быть вежливыми с гражданами, качественно оказывать государственные услуги, не брать мзды, честно работать в интересах России, - продолжает Барциц. - Возможно, слова звучат высокопарно и элементарно. Но ведь ничего более сложного и не требуется. В некоторых западных странах, например, при приеме на государственную службу человек обязан принять присягу, в которой четко и ясно говорится, что чиновник - для государства и общества, что его труд - в интересах общества.
Калининградские чиновники знают, как себя вести и без этических кодексов. Как сообщили в пресс-службе правительства, правила поведения чиновника прописаны во многих нормативных актах, в частности в Законе "О государственной гражданской службе РФ", региональном Уставе и Уголовном кодексе РФ. Что же касается требований, основанных на общепризнанных нравственных принципах, то они настолько известны, что не требуют законодательного закрепления.
Действительно, чиновники Янтарного края соблюдают в одежде принятый офисный стандарт. Они вежливы с посетителями, а в общении со СМИ всегда продвигают интересы своего ведомства. "Слабое место" у местных госслужащих, как выяснилось в результате прокурорских проверок, - их увлечение бизнесом. Так, учредителями ООО оказались пять чиновников, работающих в правительстве области. Предпринимательской деятельностью занимался и глава Гурьевского муниципального образования (иск о досрочном прекращении его полномочий сейчас направлен в суд местным надзорным органом). Двое чиновников одной из районных администраций Калининграда, также совмещающих госслужбу с бизнесом, по представлению прокурора уже уволены.
Неравнодушный прием
Многие из нас привыкли называть госслужащими и работников муниципалитетов, и сотрудников пенсионных фондов, и нер вных женщин из ЖЭКов. Но, оказывается, все не так просто, и наше законодательство очень четко разграничивает правовые статусы государственных служащих и иных представителей бюджетной сферы.
- В массовом сознании, действительно, все слито - сантехник из ЖЭКа и чиновник из министерства воспринимаются как представители единой сферы оказания услуг, и все эти услуги идут как бы от имени государства, - поясняет Игорь Барциц. - Это, безусловно, добавляет темных красок в образ современного российского чиновника.
Действительно, на первое место среди человеческих качеств, которыми в глазах населения наделены работники многочисленных бюрократических учреждений, две трети наших сограждан поставили равнодушие к людям. На втором месте, по данным Института социологии РАН, - продажность, а на третьем - безразличие к интересам страны. При таком распределении мнений российский чиновник проигрывает европейскому, у которого первые строчки заняли сугубо положительные качества: компетентность, деловитость, культура, образованность, ответственность, патриотизм, творческий потенциал, способность к инновациям и неподкупность.
В нашей стране, заходя в кабинет к чиновнику, мы мысленно готовимся к борьбе. Как бы сделать так, чтобы вопрос решился в срок, чтобы не пришлось бегать из кабинета в кабинет, собирая подписи и печати, чтобы не сидеть под дверью, ожидая, пока закончится чаепитие. И еще важный вопрос - давать или не давать, а главное - сколько?
Игорь Барциц призывает не сгущать краски:
- Знаете, как в дипломатии представители разных сторон ищут компромисс? Если уж они сели за стол переговоров, то должны быть готовыми к изменению собственной позиции, - объясняет он. - Вот и в отношении граждан и чиновников, наверное, тоже должна быть "дорога с двусторонним движением". А "дорога" эта могла бы пролегать через усиление общественного контроля за деятельностью органов власти. Или через ротацию кадров, когда госслужащий менял бы сферу деятельности и переходил, например, с аппаратной работы на прием граждан.
Общество здравого смысла
По словам Барцица, управленческая культура так же стабильна, как и гены. Изменить эту культуру гораздо труднее, нежели по-новому пересчитать количество министерств и ведомств и перераспределить между ними функции. Поэтому так трудно утвердить в сознании государственного служащего восприятие обратившегося к нему гражданина не как докучающей обузы (это в лучшем случае, в худшем - как дополнительного источника денежного довольствия), а как потребителя публичных услуг, которые он обязан предоставить данному человеку.
Этого идеала по-своему сумел достичь глава поселка Ерзовка Волгоградской области.
"Меня зовут Валерий Голованов", - так начал свое обращение к односельчанам и интернет-сообществу глава Ерзовки. С подачи Голованова в маленьком поселке родилась большая идея - создать в Ерзовке кодекс строителей общества здравого смысла. Уже появились первые идеологические наработки:
"Ерзовка - сообщество людей, добрых, справедливых, инициативных, трудолюбивых, здоровых духовно и физически, счастливых, материально благополучных". "Ерзовка - сообщество людей, живущих в чистом, позитивном, красивом, удобном, развивающемся и развивающем, комфортном настоящем мире..."
Голованов настолько поразил своих виртуальных контактеров идеей совместными усилиями выработать план спасения стагнирующего поселка, что они, засучив рукава, рьяно стали советовать, как обустроить эту самую Ерзовку в реальности.
- Кризис кризисом, но жить и развиваться нужно и в этих условиях, - пишет Голованов в своем блоге. - Сейчас у Ерзовки, по сути, нет своей миссии и стратегии развития. Но я уверен, даже самый последний забулдыга, если его растормошить, хоть что-то да сможет внести в банк идей по улучшению жизни в Ерзовке.
Голованов считает, что время элиты уходит - приходит время знати. Не спесивой и избалованной, а деятельной. Знать - это те, кто знает, что делать, как делать и сам делает. Уже сейчас интерактивная поселковая власть кое-чего добилась. Удалось вдвое увеличить бюджет на дорожное строительство, а это в Ерзовке больное место.
- В общем, мы начинаем учиться сами строить свою новую жизнь, - рассуждает Голованов. - Больше всего нуждаемся в единомышленниках. Моя затея с Интернетом уже дала результат. Один из блогеров посоветовал, как пошагово создать придорожную инфраструктуру. Ведь мы находимся на пересечении трех федеральных трасс. В частности, расписал, как обойти многочисленные административные препоны.
Но административные и государственные препоны не так-то просто преодолеть, и придется потратить еще немало сил, чтобы обуздать бюрократию в России.
Кстати
В Канаде третья неделя июня объявляется национальной неделей государственной службы, в течение которой проводится целый ряд мероприятий, призванных подчеркнуть профессионализм государственных служб и их положительную роль. Есть среди них даже поэтический конкурс "Любовь к государственной службе".
Этический кодекс
государственных гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы Алтайского края в органах государственной власти Алтайского края, иных государственных органах Алтайского края
I. Общие положения
1. Этический кодекс государственных гражданских служащих, замещающих должности государственной гражданской службы Алтайского края в органах государственной власти Алтайского края, иных государственных органах Алтайского края (далее - "государственные органы"), устанавливает систему моральных требований к поведению государственных гражданских служащих Алтайского края (далее - гражданские служащие), основанных на общепризнанных нравственных принципах и нормах общества.
2. Настоящий кодекс призван способствовать безупречному исполнению гражданскими служащими возложенных на них служебных обязанностей, содействовать повышению правовой и нравственной культуры гражданских служащих, укреплению авторитета государственной власти.
3. Правовой основой настоящего кодекса являются: Конституция Российской Федерации; федеральные законы от 27.05.5003 № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Указ Президента Российской Федерации от 12.08.2002 № 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих", Устав (Основной Закон) Алтайского края, закон Алтайского края от 28.10.2005 № 78-ЗС "О государственной гражданской службе Алтайского края".
4. Гражданин, поступающий на государственную гражданскую службу Алтайского края, знакомится с положениями настоящего кодекса и соблюдает их в процессе своей служебной деятельности.
П. Правила поведения гражданского служащего при осуществлении профессиональной деятельности
5. Моральный, гражданский и профессиональный долг гражданского служащего - руководствоваться в своей деятельности интересами государства и общества.
Гражданский служащий не имеет права подчинять государственный и общественный интересы интересам индивидов или политических, общественных, экономических и любых других групп, действовать в пользу частных интересов, во вред государству и обществу.
6. Гражданский служащий в своей деятельности должен исходить из того, что признание, соблюдение, а также защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности государства, государственных органов и их должностных лиц.
Гражданский служащий обязан уважительно относиться к каждому человеку, с особым вниманием относиться к фактам нарушения прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами Алтайского края, предпринимать все возможные меры в пределах своей служебной компетенции по защите, восстановлению нарушенных прав или предотвращению такого нарушения.
7. Гражданский служащий должен всемерно содействовать формированию позитивного имиджа государственного органа и воздерживаться от действий, которые могли бы нанести ущерб его авторитету. Личная репутация гражданского служащего является основой авторитета государственного органа.
8. Гражданский служащий не должен выступать в средствах массовой информации, давать интервью и выражать любым другим способом свое мнение, отличное от политики государства в целом, а также от политики государственного органа, интересы которого он представляет как должностное лицо.
9. Гражданский служащий обязан соблюдать в своем поведении политическую нейтральность - не высказывать публично в прямом или косвенном виде свои политические симпатии и антипатии, не участвовать в качестве должностного лица в любых политических акциях.
10. Гражданский служащий должен проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, в том числе проживающих на территории Алтайского края, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию.
11. Гражданский служащий обязан уважительно относиться к деятельности средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа, а также оказывать им в установленном порядке содействие в получении соответствующей информации.
12. Гражданский служащий не должен допускать проявлений бюрократизма и волокиты при рассмотрении обращений граждан, в установленные сроки принимать по ним необходимые меры.
Гражданский служащий должен стремиться вникнуть в суть вопроса, уметь выслушать собеседника, понять его позицию, а также принять взвешенное и аргументированное решение.
13. Гражданский служащий должен избегать отношений, которые ставят под сомнение его объективность. Государственный служащий не должен стремиться получить доступ к служебной информации, не относящейся к его компетенции.
14. Гражданский служащий обязан противостоять коррупции, осуждать и разоблачать случаи коррупции и коррупционеров любого уровня. В разоблачении случаев коррупции гражданский служащий не должен считаться с принципами служебной иерархии, коллегиальности и корпоративной солидарности.
Гражданский служащий не может использовать свое служебное положение в личных целях, в частности, для решения вопросов, затрагивающих интересы самого гражданского служащего и членов его семьи.
15. Гражданский служащий должен исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне, с целью обеспечения максимальной результативности и эффективности работы государственного органа, предоставления населению государственных услуг высокого качества и в полном объеме.
16. Гражданский служащий обязан совершенствовать свою деловую квалификацию, применять оптимальные и экономичные способы решения поставленных задач, стремиться быть всесторонне развитым, высокообразованным, передавать свои знания и накопленный опыт молодым сотрудникам, бережно относиться к вверенной государственной собственности, использовать ее рационально и эффективно.
17. Гражданский служащий должен проявлять сдержанность и скромность при оценке своих достижений и результатов. Гражданскому служащему недопустимо создавать в служебных отношениях предпосылки для возникновения ситуаций провокационного характера в целях получения подарка либо иного вознаграждения для себя, своей семьи, государственного органа.
18. Занятие гражданским служащим любой оплачиваемой деятельностью, не противоречащей Федеральному закону "О государственной гражданской службе Российской Федерации", не должно влиять на качество исполнения им своих должностных обязанностей.
III. Этика взаимоотношений гражданского служащего с коллегами, иные правила поведения гражданского служащего
19. Гражданский служащий должен придерживаться правил делового этикета, уважать традиции коллектива.
20. Гражданский служащий должен быть корректным и вежливым во взаимоотношениях с коллегами, обращаться к ним по имени и отчеству, проявлять товарищество и взаимопомощь, стремиться к честному и эффективному сотрудничеству, правильно и с достоинством воспринимать критику и замечания, признавать допущенные ошибки, искренне и в тактичной форме приносить извинение.
21. Гражданский служащий не должен перекладывать решение подведомственных ему вопросов на других, должен своевременно принимать обоснованные решения в рамках своей компетенции и нести за них личную ответственность.
22. Гражданский служащий должен руководствоваться в своей деятельности исключительно профессиональными критериями и не допускать дискриминации коллег по половым, расовым, национальным, религиозным, возрастным или политическим основаниям, а также не совершать иные действия, способные нарушить морально-психологический климат в коллективе.
23. Гражданский служащий обязан выполнять распоряжения руководства, соблюдать субординацию в отношениях с руководителями и подчиненными.
24. Гражданский служащий, замещающий руководящую должность, должен:
иметь безупречную деловую репутацию, быть образцом профессионализма, служить примером справедливости, доброжелательности и внимательности к людям;
точно определять задачи и объем служебных полномочий своих подчиненных в соответствии с занимаемыми ими должностями и их должностными регламентами, не отдавать подчиненным явно невыполнимых распоряжений и не требовать от них исполнения поручений, выходящих за рамки их служебных обязанностей;
не допускать по отношению к подчиненным необоснованных обвинений, грубости, унижения человеческого достоинства, бестактности;
не допускать случаев подбора и расстановки кадров по признакам землячества, родства, свойства, дружбы и личной преданности;
принимать меры для недопущения коррупционно опасных ситуаций, внимательно относиться к финансовым и иным трудностям подчиненных, проводить среди подчиненных воспитательную работу, направленную на профилактику коррупционно опасного поведения;
давать подчиненным личный пример соблюдения норм настоящего кодекса.
25. При пользовании телефоном гражданскому служащему надлежит говорить негромко и лаконично, не создавая неудобств окружающим, отключать мобильный телефон на время проведения служебного совещания.
26. Гражданский служащий должен следить за своим внешним видом, придерживаться делового стиля в одежде, прическе, проявлять умеренность в использовании украшений и косметики.
27. Гражданский служащий не должен допускать аморальных форм поведения, быть скромным в повседневной жизни и в быту.
IV. Заключительные положения
28. Соблюдение гражданским служащим норм настоящего кодекса является важным элементом всесторонней и объективной оценки его личностных, а также профессионально-деловых качеств и учитывается при проведении аттестации, назначении гражданского служащего на иную должность государственной гражданской службы Алтайского края, подготовке характеристики, рекомендации.
29. Гражданский служащий несет моральную ответственность за нарушение норм настоящего кодекса.
Гражданский служащий должен понимать, что явное и систематическое нарушение норм настоящего кодекса несовместимо с дальнейшей служебной деятельностью в государственных органах.
30. Настоящий кодекс вводится в действие с 1 июня 2009 года и подлежит соблюдению всеми гражданскими служащими.
Кодекс принят на конференции государственных служащих Алтайского края 7 мая 2009 года.