Коммунальщики откликнулись на публикацию в "РГ", посвященную плохому состоянию отечественного лифтового хозяйства (статья "Неподъемный лифт" от 9 июля 2009 г.).
Эксперты Фонда содействия реформированию ЖКХ согласны, что с лифтами в нашей стране дела действительно обстоят неважно. Однако напоминают, что Жилищный кодекс переложил всю ответственность за состояние жилых домов на собственников жилья. Таковых у нас сегодня в стране порядка 80 процентов. Именно на их плечи после 2012 года, когда закончит свою работу Фонд ЖКХ, ляжет весь груз лифтов. Кто и за что будет платить - соответствующие механизмы разрабатывают сейчас специалисты федеральных органов власти и фонда.
"По сути, лифты - это особый вид транспорта, который перевозит миллионы пассажиров в день. Необходимо создать правильный, прозрачный механизм, регламентирующий эксплуатацию и замену этого опасного транспорта", - прокомментировал "РГ" ситуацию гендиректор Фонда ЖКХ Константин Цицин. Пока государство еще не сняло с себя обязанности производить замену и ремонт лифтового оборудования. Отдельной строкой эта норма прописана в Федеральном законе "О Фонде содействия реформированию ЖКХ", на реализацию которого государство в конце 2007 года выделило 240 миллиардов рублей.
Кроме того, соответствующие собственные программы должны быть на региональном и муниципальном уровнях. Но, как показывает практика, чиновники на местах стараются ограничиться деньгами, выделяемыми фондом. Лишь в 26 регионах запущены местные программы по комплексной замене подъемников. Все упирается в цену: стоимость одного отечественного пассажирского лифта более 600 тысяч рублей, практически столько же стоит его монтаж.
По данным Фонда ЖКХ, в прошлом году на ремонт и замену лифтового оборудования по заявкам регионов было перечислено 4,5 миллиарда рублей. "На эти деньги должны быть отремонтированы или закуплены примерно 5 тысяч лифтов. За первую половину нынешнего года 43 регионам, подавшим заявки, выделили средства еще на 6 тысяч лифтов", - приводит цифры замдиректора экспертного департамента Фонда ЖКХ Владимир Лукин. А между тем отслужившие свое подъемники - это проблема, сравнимая по масштабам с задачами капитального ремонта жилого фонда вообще. На сегодняшний день требуют замены 35 процентов лифтов (все они произведены еще до 1984 года). Всего же в стране около 470 тысяч лифтов, из них 90 процентов - в ведении жилищно-коммунального комплекса (остальные - это лифты предприятий). По словам Владимира Лукина, чтобы одномоментно заменить все "нехорошие" лифты в стране нужно порядка 400 миллиардов рублей.
Проблема еще и в том, что сегодня из-за отсутствия заказов отечественные предприятия лифтовой отрасли вынуждены останавливать свои производства, а сотрудников переводить на неполный рабочий день. В такой ситуации большие надежды бизнес возлагает именно на государство, которое в условиях кризиса осталось фактически единственным заказчиком. Впрочем, российские предприятия и сами идут на уступки: с недавних пор на нужды капремонта они готовы отпускать лифты без традиционной 30-процентной предоплаты - требуется лишь договоренность с региональными властями.
Но под силу ли задача замены лифтов собственникам жилья? В кризисных условиях платежеспособность населения сильно пошатнулась. При этом, чтобы установить один новый лифт в девятиэтажном доме, с каждой квартиры надо за раз собрать по 25-30 тысяч рублей. Использовать квартплату, часть которой идет на содержание и ремонт жилого фонда, тоже не получится. Туда входит плата за обслуживание лифта, но никак не его замена.
Теоретически сейчас у жильцов еще есть шанс отремонтировать свой лифт в своем доме за счет средств государства. Доля граждан в ремонте в этом случае составляет 5 процентов. То есть, как пояснили в фонде, принимая решение об участии в программах по капремонту, собственники жилья могут ограничиться лишь одним видом работ - в данном случае ремонтом лифта, если ситуация критична (хотя если уж дом попал в программу по капремонту, лучше ремонтировать все и разом). Остальным же рано или поздно эту проблему придется решать самостоятельно.
"Решение проблемы сегодня рассматривается в двух вариантах, - объясняет замгенерального директора Фонда ЖКХ Владимир Талалыкин. - Первый - это постепенное накопление средств через ежемесячные целевые платежи собственников жилья. Второй - привлечение "длинных кредитов", когда собственники получают кредит в банке, производят капитальный ремонт с заменой лифтов, а затем на протяжении многих лет ежемесячно вносят небольшие платежи".
Правда, как пояснили в фонде, пока реализация обоих вариантов находится в зачаточной стадии. Детальных механизмов, а именно как процесс будет выглядеть в действительности, еще не продумано. По всей видимости, о собственниках вспомнят, как только закончит свою работу Фонд ЖКХ - основной источник денег на ремонт лифтов. До этого момента есть еще два года.