Вчера вечером высокоскоростной поезд "Сапсан" домчал первых пассажиров из Питера до Москвы за 3 часа 45 минут. А рано утром он вышел из столицы. Это был пробный рейс. На "борту" стремительного состава вместе с журналистами и испытателями находились глава РЖД Владимир Якунин и губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко.
Сейчас самый быстрый поезд из Москвы в Санкт-Петербург идет 4,5 часа. Но уже в декабре "Сапсан" начнет постоянно курсировать между двумя столицами, серьезно сокращая время в пути. Поезд способен разместить 604 человека. Правда, пока цену билета официально не называют. Она будет определена после проведения маркетингового исследования, сообщил журналистам Владимир Якунин. И пообещал, что на первом этапе стоимость проезда на "Сапсане" будет меньше расценок авиакомпаний на полет в экономклассе.
На наших железнодорожных путях "Сапсан" сможет развивать скорость не больше 250 километров в час. Но, в общем-то, ему по силам выдержать и более высокие загрузки - до 290 километров. Ведь назван поезд в честь самой быстрой птицы, которая летает со скоростью свыше 320 километров в час. Кстати, Якунин подчеркнул, что это первый поезд на российской железной дороге, где будет строго соблюдаться запрет на курение. Сейчас, как известно, можно курить в тамбурах. На "Сапсане" такой возможности не будет, как и на борту самолета. Это делается в интересах безопасности самих пассажиров, заметил Якунин.
После урегулирования вопросов по сертификации и обучению персонала РЖД намерены пустить на линию между двумя российскими столицами два таких резвых состава. Всего же зарубежная компания планирует поставить РЖД 8 таких поездов. Стоимость контракта 276 миллионов евро. В течение 2010 года РЖД рассчитывают, что все составы будут введены в эксплуатацию. Что касается их обслуживания, то с немецкой компанией будет подписан отдельный договор на 30 лет стоимостью 354,1 миллиона евро.
По мнению Якунина, для управления высокоскоростным движением, которое компания намерена развивать, необходимо выделение частотного канала связи. Кроме того, в РЖД надеются, что государство определит свое участие в строительстве отдельных высокоскоростных веток для пассажирского движения. Он напомнил, что в других странах государство финансирует такие проекты на 60 процентов, вкладывая средства в инфраструктуру.
В следующем году "Сапсаны" будут ходить не только из Москвы в Санкт-Петербург, но и в Нижний Новгород. Правда, скорость движения составит 160 километров в час, а время движения 3 часа 30 минут. Что касается международных направлений, то в 2010 году предполагается пустить высокоскоростной состав, но уже другой фирмы, между Санкт-Петербургом и Хельсинки. РЖД рассчитывают сократить время пути для пассажиров по направлению Москва - Берлин с 27 до 18 часов. Там тоже предполагается модернизация поездов. Например, автоматическое измерение ширины колеи. Как известно, в России железнодорожная колея шире, чем в Европе. И железнодорожникам приходится приспосабливаться, прицепляя к составу другой локомотив.
Во время ходовых испытаний в вагоне "Сапсана" Владимир Якунин заключил договор о закупке в течение пяти лет 200 вагонов у "Тверского вагоностроительного завода" для европейских маршрутов. Вагоны габарита Riс ориентировочно стоят 2,8 миллиона евро. Согласно условиям договора основным субпоставщиком будет компания "Сименс", которая снабдит тверских машиностроителей электрооборудованием.
Тем временем
В текущем году РЖД уже не планируют выпускать инфраструктурные облигационные займы, но в следующем году Якунин не исключил этого. Он напомнил, что РЖД получили крупнейший в истории кредит Европейского банка реконструкции и развития на 500 миллионов евро. При этом годовой процент по нему примерно в 2 раза меньше, чем всевозможные льготные кредиты в российских банках.