Союз кинематографистов России выступил с неслыханным новшеством: ввести налог на бытовую аудио- и видеотехнику, средства от которого пойдут не в бюджет, а непосредственно кинематографистам. Ранее союз уже предлагал ввести сбор с чистых DVD-дисков. Предложение изучают в минкультуре, ранее скептическое отношение в части сбора с дисков высказал минфин. Эксперты не могут припомнить случая, когда налог вводится в пользу конкретного хозяйствующего субъекта.
Естественно, кинематографисты с присущим им изяществом несколько замаскировали свой интерес. Деньги пойдут не непосредственно на счет союза, а во вновь созданные Фонд развития культуры и Фонд развития кинематографии, причем второй из указанных фондов пополняется за счет первого. Союз при этом ссылается на Францию, где налог на чистые носители в самом деле есть - средства идут в Национальный центр кинематографии. Налоги должны платить производители: за болванку DVD - 5 рублей за штуку, с техники - 0,5% от стоимости, но не менее 100 рублей и не более 10 тыс. руб. Эксперты уже заметили, что новация противоречит 4-й части ГК: собирать деньги за воспроизведение в пользу авторов может только общество по коллективному управлению правами, говорится там. Тем не менее наблюдатели отказываются предугадать реакцию ведомств, учитывая тот напор, с которым кинематографисты в последнее время борются за свои права.
На Петербургском экономическом форуме в июне автор этих строк посетил дискуссию, на которой кинематографисты требовали "немедленно взять под контроль Интернет". После дискуссии я подошел к одному из ораторов и спросил, почему бы кинематографистам не покупать доли в интернет-компаниях и не получать свою маржу именно таким образом. Спрашиваемый, судя по всему, был не готов к ответу, и это неудивительно. Творческая мысль отечественных мастеров культуры почему-то развивается отнюдь не творчески. "Взять под контроль", "придумать налог" - такие новации ожидаемо было бы услышать от компетентных органов, от фискалов, наконец, но никак не от людей, которые претендуют на роль учителей жизни. Ведь глупо в начале XXI века учить каким-то замшелым реалиям, отвергнутым обществом уже лет 20 как, правда? А "тотальный контроль" и "поделиловку" общество как раз и отвергло.
На самом деле я бы на месте кинематографистов занялся качеством. Почему люди довольствуются экранными копиями? Помните, "мне Петя напел - ничего особенного". Смешно, Петя, как Нетребко, не споет. Но "пересказ" (пиратская копия - именно "пересказ") среднего российского фильма оказывается вполне сопоставимым с самим фильмом. Если бы в опере пели такие, как Петя, вы бы в такую оперу билет купили? То-то.