04.08.2009 03:00
Экономика

Эксперт: Русско-японская торговля носит однобокий характер и нужно работать над ее диверсификацией

Текст:  Дайсуке Сайто (заместитель президента Института экономических исследований Японской ассоциации по торговле с Россией и Восточной Европой (РOTOБO))
Российская Бизнес-газета - : №29 (713)
Читать на сайте RG.RU

- Долгосрочная перспектива японского бизнеса в России ни у кого сомнения не вызывает, и кризис не станет в этом помехой, - заявил премьер-министр России Владимир Путин на встрече с предпринимателями во время визита в Токио. Действительно, у японского бизнеса это сомнений не вызывает. По данным Министерства финансов Японии, за шесть лет внешнеторговый оборот между нашими странами увеличился в шесть раз и в 2008 году приблизился к 30 миллиардам долларов. В структуре нашего экспорта в Россию преобладают автомобили (около 76%), строительная и погрузочно-разгрузочная техника (более 8%). В прошлом году Япония поставила 458 тысяч новых и 517 тысяч подержанных авто - это своеобразный рекорд. У России мы в основном покупаем сырую нефть и нефтепродукты (около 47% в общем объеме импорта), цветные металлы (более 20%) и уголь (12%).

Мировой финансовый кризис оказал сильное влияние на внешнеторговый оборот между нашими странами: с января по май 2009 года он сократился на 64% по сравнению с тем же периодом 2008 года. В том числе экспорт из Японии - более чем на 80% (особенно по автомашинам).

Стоит признать, что наша торговля носит однобокий характер и нужно работать над ее диверсификацией. Известно, что Россия расширяет экспорт зерна в страны АТР. Япония покупает на внешних рынках зерно, в том числе фуражное, и эта статья экспорта из России может стать весьма перспективной. Не исчерпаны возможности и для увеличения экспорта морепродуктов.

Японских предприятий, работающих в России, стало заметно больше, и число их растет. Уже 185 японских компаний имеют свои офисы в Москве, и это почти в три раза больше, чем шесть лет назад. Причем если раньше это были в основном торговые компании, крупные производители электроники и автопроизводители, то сейчас к ним добавились представительства финансовой, транспортной сферы, страхования.

Увеличивается число японских компаний в сфере промышленности. Самые известные примеры - автосборочные производства "Тойоты" и "Ниссан" в Санкт-Петербурге. Строятся заводы "Судзуки" (Санкт-Петербург), "Мицубиси" (Калуга), "Комацу" (Ярославль и Иваново), "Исудзу" (Елабуга).

Но есть и другие примеры успешного сотрудничества: стекольная компания Asahi Glass организовала производство в Нижегородской области, Nissin Food Products и Unicharm Corporation (производитель детской одежды) - в Москве, Asahi Breweries - в Санкт-Петербурге.

Но активнее всего мы работаем с Дальним Востоком. Это строительство завода по сжижению природного газа на Сахалине. Сейчас несколько наших компаний участвуют в проектах подготовки Владивостока к АТЭС-2012. Речь идет о строительстве двух мостов, Дальневосточной ветроэнергетической станции на Русском, о модернизации Владивостокского аэропорта. На этих стройках немало строительной техники японского производства.

В настоящее время основной способ транспортировки промышленных товаров из Японии в Россию морской. Товары на контейнеровозах приходят в порты Европы за 25-30 дней, затем на грузовиках (за 5 дней) или через Финляндию (за 7-9 дней) прибывают в Москву. Пора добавить к этому пути и маршрут через Дальний Восток. Если это удастся, маршрут станет вдвое короче. Имеются все условия, чтобы Транссибирская магистраль стала эффективным транспортно-логистическим коридором для перевозки грузов, ориентированных на Россию и соседние страны.

Регулярные рейсы морских контейнеровозов между Японией и портами Приморья есть, но всего два раза в месяц. Этого уже мало! Кроме того, при перевозке грузов из портов Дальнего Востока много времени уходит на таможенные процедуры, и стоимость их высока. Все это снижает качество сервиса. Нужно над этим работать.

ВЭД