На этом фестивале масса необычного. Пермские бабушки здесь от души поют и танцуют рядом с тибетскими монахами. Подобный калейдоскоп традиционных культур - идеология "Камвы".
Тибетские ламы в оранжевых покрывалах, хорошо загорелые индусы в сандалиях и белых хитонах - гости пермского фестиваля "Камва" довольно экзотично смотрятся в маленькой русской деревушке Хохловке. Сцена "Камвы", где гости из Норвегии, Карелии, Казани и Санкт-Петербурга играли на волынках, барабанах, тибетских погремушках и прочих экзотических инструментах, разместилась аккурат меж двух деревянных церквей XVII и XVIII веков. Десять тысяч зрителей, приехавших в деревню послушать тибетцев и пермских бабушек, волынку с балалайкой, подтвердили: подобные этнические фестивали, негромкие и нефальшивые, необходимы.
Первый этнофутуристический фестиваль "Камва" состоялся в Перми четыре года назад. В необычном названии - мировоззрение феста, который неизменно проводится на берегу живописного Камского водохранилища, любовно именуемого в народе Камским морем. "Кам" в переводе с финно-угорского - человек, шаман, "ва" - вода.
- Еще в 1990 году мы поняли, что помимо привычных интересов и ценностей жителей крупного города существуют другие, помимо общепринятой культуры и массового искусства существует что-то еще, - говорит Наталья Шостина, директор фестиваля. - Так появился "Пермский параллельный проект". Потом появилась "Камва", а определение "пермский параллельный проект" стало ее идеологией.
При этом организаторы фестиваля сами себе установили довольно высокую планку: "Камва" должна представлять самые "параллельные" проекты из всех. Если на "Камву" приглашают танцовщиков - не иначе как с "земли царей". Индийский танцевальный коллектив представлял в Перми музыку и ритмы Раджастхана.
- Какие же русские народные песни без индийского барабана! - экспромтом представляет конферансье фольклорный коллектив из Казани, поющий русские песни в неожиданной обработке.
На дефиле проекта "Этномода", где современные дизайнеры со всей России показали коллекции одежды в этническом стиле, были приглашены крупные российские эксперты в индустрии моды. Специалисты говорят, что появление подобной фестивальной площадки "Камва" - сегодня единственный этнический фестиваль в России такого масштаба - стимулирует интерес модельеров к этнике.
На четвертом фестивале "Камва" пришлось обойтись без еще одного традиционного события - без "Этно-театра". Конечно, финансовая проблема тоже тому виной: международный этнофутуристический фестиваль имеет довольно скромный бюджет в четыре миллиона рублей. Однако организаторы признаются: есть в России театральные менеджеры, которые в других городах и на других фестивалях уже создали прекрасные образцы "этнотеатра". Значит, на "Камве" он уже не будет "параллельным", от него решили отказаться. Зато другим проектом можно гордиться по праву: простые деревенские бабушки из окрестных с Пермью сел на время фестиваля объединяются в этнографические коллективы и устраивают потом такие представления, что их азарту завидуют и молоденькие индийские танцовщицы. Столичные продюсеры, подивившись на пермских бабушек, решили записать с ними музыкальный альбом. "раскручивать будем ваших бабушек на всю страну!" - говорят продюсеры, довольные своей находкой.