В канун годовщины грузинской агрессии против Южной Осетии о том, как развивается ситуация вокруг республики, рассказал статс-секретарь, заместитель министра иностранных дел РФ Григорий Карасин.
В ночь на 8 августа 2008 года грузинские войска напали на Южную Осетию и разрушили часть ее столицы - Цхинвала.
Россия защитила жителей республики, многие из которых приняли гражданство РФ. После пяти дней боевых действий грузинские военные были вытеснены из региона. По данным Следственного комитета при прокуратуре РФ, документально подтверждена гибель 162 мирных жителей Южной Осетии, 255 человек получили ранения различной степени тяжести. Всего потерпевшими в конфликте на Кавказе признаны свыше 5 тысяч человек.
- Как вы полагаете, есть ли реальная угроза повторения августовского нападения Грузии на Южную Осетию и какова обстановка вокруг Абхазии? Какие меры намерена предпринять Россия с целью недопущения опасной милитаризации Грузии?
Григорий Карасин: По имеющейся информации, грузинское руководство затевает к годовщине августовских событий 2008 г. на Кавказе разнообразные "мероприятия" на границе с Южной Осетией. Они носят очевидный провокационный характер.
В таком взрывоопасном регионе развитие может быть непредсказуемым, поэтому мы вынуждены предусмотреть различные варианты действий, в т.ч. на медийном поле. Тбилиси по-прежнему ведет против России информационную войну, подменяя тактикой демагогического навала хорошо известные факты. Недавно грузинский представитель при ООН разразился смехотворным посланием в адрес председателя Совбеза и Генсекретаря ООН. Помимо обвинений в наш адрес за август 2008 года оно извращает существо вопроса о присутствии в работе миссии ООН и ход обсуждения этой темы в Совбезе. Прямо скажем, грубая работа.
Теперь об опасностях. У нас вызывает глубокое беспокойство деятельность грузинского руководства по ремилитаризации страны, встречающая в некоторых государствах на удивление спокойный и даже позитивный отклик.
Будем продолжать препятствовать перевооружению режима Саакашвили и принимаем для этого конкретные меры. Как известно, в январе президентом России Дмитрием Медведевым был подписан Указ "О мерах по запрещению поставок Грузии продукции военного и двойного назначения", который ввел запрет на поставки из России в Грузию продукции военного и двойного назначения для использования в военных целях, а также предоставление услуг, связанных с вооружением и военной техникой и подготовкой специалистов в военной области.
Он предусматривает возможность применения специальных экономических мер в отношении иностранных государств, иностранных организаций и граждан в случае выявления фактов поставок ими Грузии продукции военного назначения, приводящих к дестабилизирующим накоплениям вооружений и иным образом способствующих региональной нестабильности. В случае поставок иностранными государствами в Грузию вооружений и военной техники российской (советской) разработки или российского (советского) производства будет рассматриваться вопрос об ограничении или прекращении военно-технического и военно-экономического сотрудничества с такими государствами.
В последние месяцы наблюдается стремление некоторых стран действовать исподтишка, скрывать военное сотрудничество с грузинской стороной, в том числе путем его маскировки под "гуманитарную помощь в преодолении последствий конфликта".
Не можем расценивать это иначе как политическую недальновидность. Дальнейшее перевооружение грузинской армии, помощь в восстановлении военной инфраструктуры, подготовке сил специального назначения со стороны некоторых стран лишь поощряют официальный Тбилиси к продолжению воинственного курса, политики угроз и провокаций в отношении своих соседей, к росту напряженности в регионе. Похоже, далеко не все еще в мире понимают опасность поддержки авантюрного курса сегодняшнего грузинского руководства. Продолжительные митинги грузинской оппозиции, углубляющаяся внутриполитическая нестабильность подтверждают серьезные системные сбои в работе нынешней государственной машины Грузии.
Дополнительную нестабильность привносят учения на территории Грузии и заходы в грузинские порты иностранных военных судов. В этой связи упомяну последние по времени учения в акватории портов Батуми и Поти службы береговой охраны МВД Грузии с участием эскадренного миноносца "Стаут" ВМС США и корабля морских сил Турции.
Проведение учений подогревает напряженность в регионе, в частности, на грузино-югоосетинской и грузино-абхазской границах. Я в первую очередь говорю о недавних учениях в мае-июне с.г. на базе в Вазиани, в рамках которых велась отработка оперативной совместимости с грузинскими войсками, других задач, связанных с повышением боевого потенциала грузинских вооруженных сил, подготовкой по отражению "северной армии". Мысли и направленность усилий остались, как мы видим, прежними.
Подобные учения также дискредитируют программу "Партнерство ради мира", которая вместо укрепления безопасности и сотрудничества превращается в фактор роста региональной напряженности и уж тем более никак не способствует укреплению доверия и сотрудничества между Россией и НАТО.
Что касается России, то мы не можем позволить себе оставаться равнодушными к происходящему. Вопрос стабильности в Закавказье - это и вопрос нашей стратегической безопасности. Мы не вправе снять с себя ответственность за предотвращение насилия и несправедливости по отношению к малым народам. Разумеется, одновременно мы будем по-прежнему жестко сдерживать реваншистские тенденции в политике Тбилиси. А вот втягиваться в пропагандистские перепалки, на которые режим М. Саакашвили нас систематически провоцирует, пытаясь таким образом повысить свой рейтинг, не намерены.
- Россия подписала соглашения о сотрудничестве с Абхазией и Южной Осетией. По каким направлениям развивается наше экономическое взаимодействие и военно-техническое сотрудничество?
Карасин: Хочу отметить, что после подписания договоров о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи России с Абхазией и Южной Осетией идет работа по подготовке целого комплекса соглашений, которые будут регламентировать взаимодействие между нашими странами в конкретных областях.
В настоящее время в стадии проработки находятся 33 проекта двусторонних документов между Россией и Южной Осетией и 38 проектов с Абхазией. Вы, конечно, понимаете, что это колоссальный объем работы, в которой участвуют десятки ведомств. Ведь наша договорно-правовая база с республиками начинается с чистого листа. Это касается и нашего военно-технического сотрудничества - готовятся к подписанию соответствующие межправительственные соглашения.
Подписанные нами 30 апреля с.г. соглашения о совместных усилиях по охране государственной границы с Абхазией и Южной Осетией имеют исключительное значение. Это весомый вклад не только в наше двустороннее сотрудничество, но и в укрепление региональной безопасности в целом. Очевидно, что стабильная политическая ситуация в регионе - это сигнал для потенциальных инвесторов.
Не секрет, что укрепление социально-экономической обстановки побуждает людей думать не о возможной войне и миграции, а о повышении уровня благосостояния своей семьи, комфортной жизни последующих поколений.
Как мне кажется, наиболее актуальными в данный момент для Абхазии и Южной Осетии являются соглашения об оказании помощи в социально-экономическом развитии, которые будут в значительной мере способствовать восстановлению разрушенной инфраструктуры и жилищного фонда республик. Эти соглашения могли бы быть подписаны в ближайшее время. На подходе ряд отраслевых соглашений и проекты торгово-экономического блока.
С августа 2008 года действует Комплексный план восстановления жилья, объектов социального назначения и жилищно-коммунального хозяйства, энергоснабжения, связи, массовых коммуникаций, объектов образования и здравоохранения, сельскохозяйственных объектов и объектов транспорта Республики Южная Осетия (далее - Комплексный план), включающий в себя 586 мероприятий.
В 2009 году за счет средств российского бюджета предполагается восстановить 22 общеобразовательные школы, 10 детских садов, 10 объектов здравоохранения (республиканская больница, городская поликлиника, районные больницы), 261 муниципальный жилой дом, построить 323 индивидуальных жилых дома, восстановить и вновь построить 220 км автомобильных дорог, восстановить объекты энерго- и газоснабжения, тем самым обеспечив устойчивое энергоснабжение и бесперебойное газоснабжение, восстановить очистные сооружения в городе Цхинвале. По состоянию на 1 июля 2009 года завершено восстановление 131 объекта, ведется работа на 399 объектах, ввод которых в эксплуатацию запланирован в 2009 году. Оставшиеся объекты запланированы к сдаче в 2010 - 2012 годах.
Аналогичный комплексный план содействия социально-экономическому развитию Республики Абхазия на 2010-2012 годы был разработан Минрегионом России совместно с правительством Республики Абхазия. План определяет следующие основные направления социально-экономического развития Республики Абхазия: создание в Республике Абхазия транспортно-логистического центра для ускорения процедур транспортировки грузов, в том числе и для строительства олимпийских объектов в г. Сочи, развитие в республике зоны туристическо-рекреационного типа, а также восстановление объектов социально-культурной сферы, жилищно-коммунального хозяйства, административных зданий и иных объектов инфраструктуры.
Реализация мер комплексного плана позволит существенно увеличить объем производства товаров и услуг, увеличить доходы населения и сократить уровень безработицы в Республике Абхазия более чем в два раза.
- Следственный комитет при прокуратуре РФ доказал виновность грузинской стороны в гибели российских миротворцев и мирных жителей в Южной Осетии. Планирует ли российская сторона обращаться в международные инстанции, чтобы добиться наказания грузинского руководства?
Карасин: Те, кто развязал агрессию против народа Южной Осетии, должны обязательно понести заслуженное наказание.
Проведенное российскими следственными органами расследование позволило собрать документальные материалы, связанные с вооруженным конфликтом на Кавказе в августе 2008 г. и изобличающие преступления, совершенные руководством и военнослужащими Грузии.
Значительная часть этих материалов передана российской стороной в Международный уголовный суд (МУС). МУС компетентен рассматривать дела по следующим видам преступлений: геноцид, преступления против человечности и военные преступления. В настоящее время Прокурор МУС изучает полученные материалы, с тем чтобы определить, содержат ли они элементы, требующие возбуждения уголовного разбирательства по ним. Кроме того, в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) против Грузии подано свыше трех тысяч жалоб жителей Южной Осетии и российских военнослужащих, пострадавших в ходе конфликта. Семь жалоб отобраны ЕСПЧ для рассмотрения в приоритетном порядке. Российская сторона обратилась в ЕСПЧ с заявлением об участии в судебном процессе в качестве третьей стороны.
Российские следственные материалы используются также международной комиссией по расследованию конфликта на Кавказе, созданной под эгидой Европейского союза. Мы поддерживаем с этой комиссией рабочие контакты.
Не сомневаемся, что в любом случае М.Саакашвили не избежит моральной и политической ответственности, прежде всего перед собственным народом.
Граждане Грузии сами примут решение о судьбе политиков, чьи действия привели к тяжелейшим драматическим последствиям.
- Каково видение России будущей конфигурации международного присутствия в зонах, прилегающих к территории Абхазии и Южной Осетии, особенно после завершения деятельности миссии ООН?
Карасин: Как известно, Россия последовательно выступала и выступает за сохранение международного присутствия в Грузии, Абхазии и Южной Осетии.
Понятно, что в условиях увеличившегося после отражения грузинской агрессии в августе прошлого года числа независимых государств в Закавказье этот факт должен найти отражение в международных документах. Партнеры из западных государств, а также грузинская сторона не были готовы смотреть правде в глаза и заблокировали наши компромиссные предложения о сохранении миссий ООН и ОБСЕ в этом регионе. Кстати, последние российские инициативы были предельно практичными и не содержали никаких политизированных концепций.
Речь в них шла исключительно о конкретных мерах по укреплению безопасности и восстановлению доверия в районах грузино-абхазской и грузино-югоосетинской границ. Вся ответственность за свертывание миссий ОБСЕ и ООН лежит, таким образом, на тех, кто не смог отказаться от стереотипов прошлой идеологии.
На сегодня в зонах, прилегающих к территориям Южной Осетии и Абхазии, остаются лишь наблюдатели Европейского союза, как это предусмотрено в прошлогодних договоренностях президентов Дмитрия Медведева и Николя Саркози. Россия готова к налаживанию конструктивного партнерства с мониторинговой миссией ЕС.
Кроме того, есть хороший задел в области предотвращения пограничных инцидентов. В феврале этого года в ходе Женевских дискуссий по Закавказью были согласованы предложения о запуске совместных механизмов по предот вращению и реагированию на инциденты на границах Южной Осетии и Абхазии с Грузией. Важное практическое значение имеют заложенные в эти предложения линии "горячей" оперативной связи и обмен информацией о ситуации на границах. В апреле 2009 г. начал работу этот полезный инструмент доверия и безопасности на грузино-югоосетинской границе. 14 июля состоялась консультативная встреча по организации такого механизма на грузино-абхазской границе. Если все стороны проявят необходимый конструктивный настрой и понимание, то такие контакты смогут вносить полезный вклад в дело общей стабилизации обстановки в неспокойном пока закавказском регионе.
ИТАР-ТАСС специально для "Российской газеты"