04.08.2009 03:00
Происшествия

Крупнейшая краснодарская государственная типография подверглась рейдерской атаке

Лобовая атака на государственные типографии
Текст:  Елена Лубинец
Российская газета - Федеральный выпуск: №142 (4966)
Читать на сайте RG.RU

Вслед за декабрьским захватом самарской типографии набирает обороты скандал вокруг одной из крупнейших на юге России краснодарской типографии ОАО "Издательство "Советская Кубань".

Как стало известно, в арбитражном суде Самарской области рассматривается дело по иску к государственной типографии ОАО "Издательство "Советская Кубань" на сумму в 150 миллионов рублей.

"О своем денежном долге, об иске к нашему издательству и о том, что судебное разбирательство уже идет полным ходом в Поволжье, мы узнали случайно, - заявил нынешний исполнительный директор предприятия Николай Заричнюк. - Суд нас просто "забыл" уведомить". Заричнюк считает историю с долгом сфабрикованной. А судебный процесс - началом очередной рейдерской атаки на принадлежащее Российской Федерации предприятие.

В этом деле есть моменты, которые дают основания для подобного предположения.

Напомним недавнюю громкую историю с захватом типографии в Самаре, о которой "РГ" уже сообщала. В декабре 2008 года ОАО "Издательство "Самарский дом печати" неожиданно из собственника занимаемых производственных площадей превратилось в арендатора. Часть корпусов была выставлена на продажу. Журналисты тогда искали ответ на вопрос, каким образом некогда успешная государственная типография, где печатались практически все федеральные издания, растеряла свою собственность? И обнаружили немало просто удивительных фактов. В мае 2006 года ФГУП преобразовали в открытое акционерное общество. Cто процентов акций принадлежали государству, управление которыми осуществляло Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом. Путем нескольких не очень явных пока сделок здание Дома печати, расположенное в центре города, перешло в собственность близких к известному политику и владельцу группы компаний "Тех оборонпром" Алексею Леушкину структур. Затем его продали самарской группе, подконтрольной другому крупному предпринимателю - Алексею Шаповалову. Так, путем многократных продаж в итоге практически все имущество самой крупной в Поволжье типографии было выведено из собственности государства.

Нечто подобное может произойти и с краснодарской типографией ОАО "Издательство "Советская Кубань". Поразительно, что среди фигурантов кубанской истории - участники все тех же своеобразных самарских бизнес-игр. Истец, требующий нынче у кубанской типографии долг, выплата которого разорит госпредприятие, приобрел право требования к "Советской Кубани" у некоего ООО "Квадро", которое уже фигурировало в деле ОАО "Издательство "Самарский дом печати". Но, спрашивается, с какой стати кубанские печатники вдруг задолжали поволжским бизнесменам?

- Материалы судебного дела стали для нас открытием, - говорит Николай Заричнюк. - Выяснилось, что в 2008 году прежний директор "Советской Кубани" Павел Кичев оформил агентский договор с ООО "Квадро". По нему наше предприятие обязывалось приобрести и ввести в эксплуатацию типографское оборудование для изготовления этикеток и упаковки.

В феврале 2009 года к этому договору с тем же Кичевым было заключено дополнительное соглашение: издательство якобы получило в качестве предоплаты целый ворох векселей поволжских отделений Сбербанка. Общая сумма - 150 миллионов рублей. На всех документах, представленных теперь суду, со стороны "Советской Кубани" стоит только одна подпись - бывшего ее директора Павла Кичева. Кстати, он покинул свой пост еще в марте 2009 года. Накануне своего увольнения Кичев отправил официальное письмо ООО "Квадро" с сообщением о том, что оборудование не будет поставлено, а вернуть векселя нет возможности. А сдавая дела новому директору, как говорится, "забыл" проинформировать преемника об этой истории. Векселя в издательстве так и не увидели.

Как рассказал Заричнюк, такой сделки не было и не могло быть вообще. О партнерских отношениях экс-директора с самарской бизнес-группой никто и не подозревал. Для "Советской Кубани" и руководства гос структуры, которой подведомственна типография, этот посреднический вираж стал неприятным открытием. В "Советской Кубани" не оказалось ни одного документа или хотя бы переписки, связанной со злополучным агентским договором.

Но каким образом при подобных обстоятельствах могло пройти предварительное судебное заседание? - спросят знающие люди. Судя по его материалам - прекрасно.

- На заседании присутствовал якобы представитель издательства - адвокат Андрей Казначеев, - рассказывает Заричнюк. - Более того, он не отрицал наличия у нашего предприятия долга. А чтобы в дальнейшем вопросы о судьбе почтовой корреспонденции не вставали, господин Казначеев попросил судей не обременять излишней перепиской издательство, а направлять всю корреспонденцию по делу непосредственно ему в Самарскую коллегию адвокатов "Коган и партнеры".

И здесь постепенно подходим к другому интригующему моменту. Выясняется, что доверенность самарскому адвокату на право представлять интересы издательства в суде выдана и подписана... все тем же уволенным господином Кичевым еще 20 марта 2009 года. Но функции единоличного исполнительного органа ОАО "Издательство "Советская Кубань", как и многих других государственных типографий, централизованно были переданы управляющей организации, а вовсе не директору...

- Увы, такие схемы не блещут новизной, - прокомментировал ситуацию адвокат Михаил Боровский, представляющий интересы типографии ОАО "Издательство "Советская Кубань". - В подобных историях истец обычно обращается с требованиями, однако по существу спора мало что может пояснить: дескать, купил комплект документов - и знать ничего не знаю.

Дело, как правило, рассматривается не по месту нахождения ответчика (как это должно происходить в силу положений Арбитражного процессуального кодекса), а в суде другого субъекта РФ. Изменение подсудности играет на руку - подальше положишь, поближе возьмешь. Какие-то правовые основания для этого, безусловно, подбираются - но вот их законность и применимость в конкретном случае должен оценить суд, который принимает дело к производству.

Другой типичный прием - жертва до последнего пребывает в неведении о происходящем, законопослушные ответчики успевают лишь к "шапочному разбору", когда решение вступило в силу и судебные приставы арестовывают их счета и имущество. Так произошло с самарской типографией. Чтобы подобные ситуации не возникали, судьи должны проводить тщательную экспертизу документов и оценку всех обстоятельств.

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом выражают озабоченность сложившейся ситуацией вокруг краснодарской типографии. Руководители этих государственных ведомств М. Сеславинский и Ю. Петров направили письма в адрес губернатора Самарской области В. Артякова и председателя Арбитражного суда Самарской области Н. Новикова.

В этих письмах, в частности, говорится, что "анализ имеющихся в деле документов с большей долей вероятности позволяет говорить о данном деле как о возможной попытке "рейдерского захвата" государственного имущества". А также: "Все выявленные факты, схема реализации, почерк указывают на полную аффилированность с участниками рейдерского захвата ОАО "Самарский дом печати" и носят межрегиональный сговор".

Однако процесс только начинается, и будем надеяться на то, что и сама история, и роль в ней отдельных личностей будет надлежащим образом исследована и оценена судом - возможно, не только арбитражным.

"Российская газета" будет следить за развитием этой ситуации и в дальнейшем.

Преступления СМИ и соцсети Краснодар Кубань. Северный Кавказ