Главком Военно-воздушных сил генерал-полковник Александр Зелин заявил об интенсивном перевооружении авиации новыми и усовершенствованными машинами.
По словам главкома, начальной точкой интенсивного перевооружения можно считать текущий 2009 год, когда ВВС перешли от стратегии продления ресурса давно выпущенных машин к стратегии кардинального технического обновления за счет закупок новой авиатехники.
Фактически боевая авиация переходит к новому облику, что полностью соответствует основным целям и задачам масштабной реформы Вооруженных сил России. При этом основные составные части ВВС: армейская, фронтовая, специальная, военно-транспортная и транспортная авиация - сохранятся. Появятся формирования, вооруженные комплексами беспилотных летательных аппаратов.
Начались поставки в войска фронтовых бомбардировщиков Су-34, которые в скором времени полностью заменят Су-24. Анализ итогов августовской войны прошлого года в Южной Осетии позволил ускорить модернизацию штурмовиков Су-25. Как выяснилось, они настолько устарели, что применение их в современной войне несет опасность даже своим войскам. На смену придет полностью обновленный Су-25СМ. Появятся в войсках и двухместные Су-25УБМ.
Ускорится модернизация всего парка истребителей Су-27 и МиГ-29 в варианты Су-27СМ и МиГ-29СМТ. Как сказал главком ВВС, принято решение о закупке крупных партий многоцелевых истребителей Су-35С и МиГ-35С. Это машины переходного поколения, вплотную приближающиеся по характеристикам к истребителям пятого поколения.
А "сухой" пятого поколения может быть принят на вооружение в 2015 году. В 2009 году этот перспективный авиационный комплекс должен выйти на летные испытания. Правда, есть одна проблема. Сам планер и вся его наисовременнейшая начинка спроектированы и построены, а двигателя пятого поколения нет даже в проекте. И с каким мотором выйдет на летные испытания новый чудо-самолет - до сих пор не ясно. Поэтому ряд авиационных экспертов предлагают для начала классифицировать истребитель как пять с минусом (5 -), поскольку Су-35С относится к поколению четыре с плюсом (4+).
Появятся и по-настоящему новые вертолеты. Первые Ми-28Н летчики армейской авиации уже осваивают. В следующем году в войска пойдут еще более мощные Ка-52 "Аллигатор". С 2011 года планируются поставки Ка-60 "Касатка". В войсках эту винтокрылую машину заждались. Вертолет среднего класса летает со скоростью 300 км/час, обладает прекрасной маневренностью и отличными тактико-техническими характеристиками. Он прекрасно дополнит нишу, которую сейчас занимает Ми-8. В свою очередь милевская вертушка, давно ставшая классикой, пройдет модернизацию, и в армейской авиации будут служить Ми-8МТВ-5.
Примечательно, что приоритет отдается учебным машинам. В первую очередь закупят Ка-60У. Летные училища получат и учебно-тренировочные легкие вертолеты "АНСАТ-У". Эти небольшие и весьма шустрые вертолеты, как считается, в войсках найдут очень широкое применение.
Со следующего года в военные училища и строевые части начнут поступать учебно-боевые Як-130УБС, что должно значительно повысить качество обучения боевых летчиков. Вообще подготовке летного состава, не взирая на значительные затраты, в ВВС станут уделять особое внимание. Стоимость подготовки летчиков первого класса и летчиков-снайперов в зависимости от типа летательного аппарата варьируется от 3,4 миллионов до 14 миллионов долларов. Время подготовки - от 7 до 17 лет. Для поддержания классности пилот должен ежегодно летать не менее 100 часов. Сегодня же средний налет - около 60 часов.
Удешевить, упростить и вместе с тем повысить качество подготовки летного состава могло бы массовое применение современных авиатренажеров. Как ни странно, лучшие в мире тренажеры выпускают в Санкт-Петербурге на одном из оборонных предприятий. Их активно приобретают многие страны, в том числе и США. А вот отечественные ВВС, которые о предприятии и его продукции прекрасно осведомлены, так и не приняли решения о заказах электронных симуляторов полета для своих училищ и строевых частей.
Значительно обновится парк военно-транспортной авиации. Он износился, пожалуй, больше всех. Если истребители, штурмовики и бомбардировщики использовались лишь при проведении контртеррористической операции на Северном Кавказе, да и то ограниченно, то транспортники летают постоянно. А это в основном древние: тяжелый - Ан-22, средний - Ан-12, легкий - Ан-26. В скором времени перечисленные "Антоновы" будут выведены из состава ВВС. На смену массовому Ил-76 придет полностью обновленный Ил-76МД-90А. В строю останутся опять же обновленные тяжеловозы Ан-124, парк которых, возможно, будет даже расширен.
Вместо легкого Ан-26 планируется закупить Ил-112В. Впрочем, первый испытательный полет нового "Ила" планируется лишь на 2011 год. Остается неясной ниша средних транспортных самолетов. Прекрасный по своим характеристикам Ан-70 появился как раз в момент развала СССР и, естественно, стал предметом спора между Россией и Украиной. По самолету неоднократно принимались межправительственные соглашения на самом высоком уровне. Все разногласия по правам собственности в итоге урегулировали. К производству машины подготовились на одном из российских авиастроительных предприятий. Но... На смену межгосударственным разночтениям пришли амбиции чиновников, лоббирование чьих-то фирменных интересов. В итоге самолет, который уже лет десять как мог работать в интересах ВВС и МЧС, так и остался за рамками программы перевооружения отечественной военно-транспортной авиации.
Не смотря на массовое обновление авиапарка военных самолетов, пилотируемая авиация ВВС России и в 2025 году не сможет решать все возложенные на нее в период возможных локальных войн задачи - констатировал генерал-полковник Зелин. Это, по его мнению, приведет к широкому применению беспилотных летательных аппаратов. В состав ВВС ударные и разведывательные беспилотники начнут поступать через два года. В перспективе они составят около половины боевых летательных аппаратов. Тут, как говорится, нет худа без добра, поскольку в перспективе, по мнению военных экспертов, боевая авиации в основном должна стать беспилотной. И у России, в силу нехватки нормальных самолетов, появляется шанс первой освоить роботизированную авиатехнику практически во всех областях ее возможного применения. Имеется в виду и воздушная разведка, и удары по наземным целям, и транспортировка грузов. Сегодня беспилотники применяются очень узко, в основном для разведки, так что мы, будучи сейчас последними в их использовании, можем оказаться первыми.