На встрече Патриарха с духовенством львовской епархии в Зимненском монастыре продолжающий свой визит по Украине Святейший впервые объяснил, почему он добирался на Западную Украину окольными путями.
- Что касается заминки с моим посещением Ровно, я не уверен, что здесь есть какая-то злокозненность. При подготовке визита еще до поездки ко мне приехал высокопоставленный представитель президентской администрации Украины и от имени президента Ющенко попросил, чтобы я не ехал в Ровно, потому что там готовились очень жесткие провокации. И у киевских властей не было уверенности в том, что они смогут удержать ситуацию под контролем. Но, тем не менее, с уважением относясь к этой точке зрения, я все же просил вставить Ровно в программу визита, что и произошло. Накануне был звонок из президентской администрации: посещение Ровно крайне нежелательно, особенно в воскресенье, когда там будет много народа. Обсуждались варианты, как приехать в Корец, если нельзя приехать в Ровно. Возникло два: Житомир и Киев. Но поскольку нам сообщили в авиакомпании, что в Житомире посадить самолет нельзя, тогда решили лететь в Киев. Когда я прилетел в Киев, узнал подробности, как меня ждали в Ровно, какое огромное количество людей вышли на улицу с поддержкой, я принял решение на следующий день посетить этот город. И был действительно тронут тем приемом, который мне был оказан в Ровно. Конечно, были молодые люди, которые кричали, шумели, не знаю, насколько чистосердечно они это делали, но впечатление они производили статистов с заготовленными фразами. Их было немного, они создали шумовой эффект, но не помешали ни встрече с верующими людьми, ни посещению храма.
Что касается местных властей, у меня нет ни одного замечания к тому, как меня принимали и в Западной Украине, и в Киеве, и на Донбассе. Все организовано правильно и очень хорошо. Ненавязчиво. Никто меня не ограждает от контакта с людьми. Порядок поддерживается полностью.
Заключительный этап пасторской поездки Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Украину - визит во Владимир-Волынский - самый ответственный и знаковый. Здесь в окружении греко-католических и раскольничьих приходов живет самая стойкая паства Московского патриархата. А древнейший город был основан как раз в год Крещения Руси князем Владимиром как западный форпост княжества, и сейчас до современной польской границы здесь всего лишь 10 километров.
Вчера Патриарх Кирилл встречался с верующими в Свято-Успенском кафедральном соборе города Владимир-Волынского, это один из древнейших храмов Украины.
- На стенах этого храма запечатлена вся трагическая история православия. Он был построен почти 850 лет назад, когда Церковь расцветала, когда люди пытались сопрягать веру с жизненной практикой, потом почти на 200 лет храм был захвачен греко-католиками. Но попытка приспособить его к чужим культурным образцам привела к тому, что кровля рухнула.
По мысли Патриарха, лишь когда духовная сила народа поддерживается другими общественными силами, тогда наступает процветание государства.
- С каждым из наших самостоятельных государств Церковь служит народному благу, но при всем этом она сохраняет единство, как Церковь народов, вышедших из единой крещенской купели.
Бог говорит с человеком не криком, не руганью, не диктатом. Я приехал на Украину как пастырь и паломник. Моя программа включала посещение самых святых мест и молитву с украинским народом. Эта молитва состоялась. Я почувствовал великую силу веры, которую хранит здешний народ.
Говоря о "криках, ругани и диктате", Патриарх имел в виду приверженцев Филарета и активистов некоторых партий, которые и во Владимире-Волынском встречали Святейшего со своими фирменными плакатами.
Следующее место патриаршего паломничества - Почаевская лавра. Это один из немногих монастырей, которые во времена Российской империи получили статус лавры. Всего их было четыре: Киевско-Печерская, Почаевская на Украине, Троице-Сергиева и Александро-Невская - в России. Святогорская лавра, которая находится в Донбассе, получила высокий чин только в 2004 году.
Когда вокруг Почаева уже почти не было православных храмов, лавра долго держала духовную оборону, но все же была захвачена греко-католиками. Только во второй половине XVIII века она вернулась к православным. В советские годы она стала центром православного сопротивления, куда съезжались диссиденты со всего Союза.
Святейший приехал в Почаев на празднование 450-летия широко почитаемой иконы Почаевской Божией Матери.