05.08.2009 05:00
Культура

Сюзанна Вега удивила Москву новым имиджем

В России впервые выступила романтичная смутьянка Сюзанна Вега
Текст:  Александр Алексеев
Российская газета - Федеральный выпуск: №143 (4967)
Читать на сайте RG.RU

Еще никто не прибывал к нам на гастроли так "налегке". Культовая певица Сюзанна Вега захватила с собой на гастроли лишь акустическую гитару да двух музыкантов.

Главный хит Сюзанны Веги в России - раскованная скороговорка с закадычной мелодией Tom s Diner (то бишь "Закусочная Тома", сочиненный как раз в нью-йоркской закусочной, куда ныне водят экскурсии). Его много лет крутят по радио, он издается на всех главных сборниках поп-хитов 80-90-х. Чуть меньше востребован другой шлягер - мрачноватая и проблемная баллада Luka. Но на самом деле, конечно, Сюзанна Вега совсем другая - более масштабная, лиричная, разноплановая, поэтичная. Красивая и свободолюбивая певица-феминистка с гитарой - именно с таким имиджем да, собственно, и жизненным кредо она появилась на сцене в середине 80 х. Да и учителя у нее были хорошие: мама разделяла идеи хиппи, отчим считался даровитым поэтом-трибуном, а продюсером первого альбома 1985 года стал Ленни Кей, прежде работавший с легендой женского панк-рока Патти Смит.

Брендом Сюзанны Веги стали пронзительные, искренние баллады, в которых пелось о непростой женской судьбе, одиночестве в большом городе, семейных конфликтах и поисках своего места в жизни. Именно благодаря им певицу считали своим кумиром и путеводной звездой многие поп-рок-звезды следующих поколений: Аланис Морисетт, Тори Амос, Долорес О Риордан, Бьорк. Похоже, в ранней юности именно этой певицей заслушивались и наши "Ночные снайперы"...

Но в России на первые за столь долгую карьеру гастроли ждали все-таки уже другую звезду - Вегу. Уж больно хорош, выразителен и музыкален был ее последний альбом Beauty&Crime ("Красота и Преступление"). В нем уже традиционный для Сюзанны Веги фолк-рок был тонко и непринужденно сдобрен электронными инструментами, этникой, современным саундом, музыкальной изысканностью и затейливостью. Фактически певица и поэтесса создала новый стиль - "техно-фолк".

Сцена и декорации в тот вечер в "Б1 Максимум" были, наверное, как никогда аскетичными. От почти полного отсутствия декораций, световых эффектов, видеоарта - всего того, что яркими техническими возможностями дополняет шоу - зрители, наверное, давно уже справедливо отвыкли. Первые посетители концерта удивленно вертели головами: на сцене не было ни привычной для выступлений звезд ударной установки, ни стойки для электронных клавишных инструментов. Только микрофон да гитарные комбики. Когда поклонники Сюзанны Веги устали удивляться, певица (наблюдавшая за происходящим в зале из-за кулис) наконец-то вышла на сцену. И удивила зрителей еще больше.

Культовая исполнительница, на обложках своих альбомов, в клипах и на фотосессиях обычно выглядящая изящно, стильно и изысканно (будто персона из мира высокой моды или сошедший на землю ангел), в Москве предстала перед зрителями в простеньком черном наряде, с длинными растрепанными волосами.

Сюзанна Вега, кажется, больше хотела пообщаться с русской публикой и посмотреть, послушать ее, нежели показывать большое и эффектное шоу. Для этого фактически превратила концерт в свой расширенный творческий вечер. Играла на акустической гитаре, пела, но при этом постоянно поглядывала в зал. Выискивала чьи-то лица и в моменты проигрышей, углядев то, что хотела, иногда довольно что-то мурлыкала себе под нос. Наверное: "Ах, вот и тебе понравилось?!"

Музыкально действо производило впечатление довольно сдержанное, слушать хорошие песни в скромном инструментальном сопровождении (гитаристы были, безусловно, хороши, но ведь они же и не волшебники, не люди-оркестры?!) привыкла скорее бардовская аудитория, к тому же полностью понимающая текст песен. От культовой певицы, конечно, хотелось больше драйва, искрометности, импровизационной непредсказуемости. Похоже, и сама Сюзанна Вега чувствовала некую ущербность от выбора столь камерного формата гастролей. Она заранее предупреждала, когда споет свои главные хиты Tom s Diner и Luka - ближе к концу программы (дабы зрители не расходились?!). Подробно объясняла, какая песня посвящена Фрэнку Синатре, какая - Марлен Дитрих. Сообщала, что знает по-русски три слова: "да", "нет" и "Достоевский". И очень радовалась теплому приему москвичей, а также тому, что в конце выступления пары начали кружить под ее баллады неспешные медленные танцы.

Музыка