05.08.2009 05:00
Власть

Николай Злобин: Дмитрий Медведев войдет в историю как президент России, признавший независимость Абхазии и Южной Осетии

Текст:  Николай Злобин (директор российских и азиатских программ Института мировой безопасности, Вашингтон, США)
Российская газета - Федеральный выпуск: №143 (4967)
Читать на сайте RG.RU

Нет сомнений, что какие бы решения ни принимал Дмитрий Медведев, он запомнится всем как президент России, признавший независимость Абхазии и Южной Осетии. В учебники по истории международного права, теории международных отношений, да и просто мировой истории он войдет как минимум в этом качестве. В учебниках, написанных в разных странах в ближайшем будущем, это решение Медведева будет наверняка рисоваться в черно-белых цветах. В учебниках более отдаленного будущего постепенно начнет преобладать серый, нейтральный тон, а крайне политизированные оценки начнут сменяться на более исторические, аналитические, менее категорические.

Однако нет сомнений, что решение об официальном признании независимости Абхазии и Южной Осетии никогда не будет восприниматься однозначно. Даже когда все детали кавказской войны уже будут не принципиальны для оценки этого решения. Нет сомнений, что еще долго историю прошлогодней войны обе стороны будут интерпретировать по-разному, обвиняя друг друга в фальсификации, подтасовке фактов, хронологии и мотивов.

Прошедший после пятидневной кавказской войны год показал, что, хотя она и сняла целый ряд острых проблем и противоречий в регионе, тем не менее их там осталось еще немало. Более того, она создала новые проблемы и трудности для всех вовлеченных в этот регион игроков. С одной стороны, Абхазия и Южная Осетия получили официальное признание России, а с этим признанием они получили мощные гарантии безопасности, а также независимости от Грузии. Такая ситуация, мне кажется, является хорошей основой для дальнейшего прогресса Абхазии в области формирования там эффективно функционирующего государства, основ национальной экономики и социальной системы. За последние годы власти этой республики не раз подтверждали делом свое желание построить в стране демократическое государство, обладающее всеми атрибутами современной политической системы, гражданским обществом, свободной прессой, системой защиты прав человека и т.д. Сегодня у них есть возможность продвинуться еще дальше в этом направлении.

Однако, мне кажется, следует очень серьезно наблюдать за двумя опасными тенденциями. Первая связана с внутренней ситуацией в Абхазии, которая, безусловно, теперь сильно отличается от той, что была год-два назад, ибо уже больше нет реальной угрозы внешнего вторжения, ликвидации независимости республики военным путем. То есть фактор внешнего врага сегодня играет гораздо менее значительную роль, чем это было в течение предыдущих 15 лет. В этих условиях какие-нибудь деструктивные силы в самой Абхазии могут попробовать сломать сложившийся на сегодня там баланс власти и попытаться расколоть абхазское общество с тем, чтобы прийти к управлению страной, рассчитывая получить в награду и в свое распоряжение все то, что было обеспечено и достигнуто нынешним руководством страны. Особенно опасно, если эти силы будут иметь какую-то поддержку из-за рубежа, будь то Россия, Грузия, Турция и т.д. После 16 лет независимости Абхазия, мне кажется, представляет собой достаточно зрелое общество, способное разобраться со своими проблемами без постороннего вмешательства, а ее нынешние власти продемонстрировали свои высокие управленческие, политические и дипломатические способности. В итоге в стране пока нет, на мой взгляд, адекватной им альтернативы с точки зрения передачи власти.

Вторая опасность для Абхазии, думается, связана с тем, что, получив гарантии независимости от Грузии, страна попала в ситуацию, когда главный и единственный гарант этой безопасности - Россия вольно или невольно может навредить укреплению этой независимости. Абхазия давно уже состоялась как самостоятельное государство. Россия должна крайне деликатно и тактично сотрудничать с ним. Попытки давления на Сухуми, намеки на шантаж или выставление предварительных условий, неравенство в отношениях или пренебрежение национальными интересами Абхазии со стороны Москвы могут привести к тому, что в двусторонних отношениях начнут накапливаться раздражение и неприязнь, способные постепенно перерасти во враждебность. Хорошие, доверительные двусторонние отношения важны не только для Сухуми. Они крайне важны и для России, которой нельзя упустить большие возможности, полученные ею в результате решения Дмитрия Медведева о признании Абхазии.

Что касается Южной Осетии, то трудность здесь в том, что Россия, по сути, взяла на себя ответственность не только за обеспечение гарантий безопасности этой территории, но и за ее внутреннюю безопасность, экономическое развитие, за жизнь граждан этой не признанной никем страны. Здесь задачи Москвы совсем другие, и в значительной степени они будут осуществляться исходя из требований обстановки в самой России. Если будущее Абхазии есть и будет всегда в решающей степени в руках самих абхазов, то будущее Южной Осетии полностью находится и будет находиться в руках Москвы. Это лишает Россию свободы рук и ограничивает ее политический выбор в отношении Южной Осетии. По сути дела, Москва находится в заложниках югоосетинской ситуации. Поэтому степень ответственности здесь у Москвы несравнимо выше, чем в Абхазии.

Поражение в войне закрыло вопрос о территориальной целостности Грузии. Думается, что политическому истеблишменту страны сейчас необходимо не просто примириться с этом фактом, но и фундаментально перестроить систему ценностей, целей и задач, стоящих в обозримом будущем перед Грузией, таким образом, чтобы это военное поражение не превратилось или в своего рода "комплекс национальной неполноценности", или в навязчивую политическую идею грузинского общества. Нельзя допустить, чтобы Грузия стала вести себя пассивно-агрессивно в отношениях с миром и растеряла бы таким образом как репутацию уважаемой в мире страны, к которой многие в мире испытывают искреннюю симпатию и сочувствие, так и огромные внутриполитические завоевания последних лет, в первую очередь в области демократии и эффективности государственного управления.

Ситуация на Южном Кавказе до сих пор далека от спокойствия. В регионе не создана элементарная система коллективной безопасности, а уровень взаимного доверия расположенных стран недопустимо низок. Не секрет, что велика возможность военных провокаций, нет системы контроля за вооруженными формированиями, немало неформализованных военизированных отрядов, много оружия на руках у населения. Кроме того, немалый интерес к Кавказу испытывают большие игроки извне, что усиливает нервозность и увеличивает вероятность каких-либо политических или военных экспромтов и импровизаций, способных нарушить хрупкий мир. Россия взяла на себя ответственность за региональную безопасность. Это значит, что ситуация может сложиться так, что ей придется обеспечивать ее, даже если это будет входить в противоречие с политической ситуацией в самой России, противоречить интересам тех или иных групп в ее истеблишменте и т.д. Это может быть нелегко, но именно к этому обязывает Москву прошлогоднее решение Дмитрия Медведева.

По крайней мере так это видится мне из Вашингтона.

Позиция