Совет Европы начал рассмотрение дела о торговле донорскими органами сербов, похищенных в период вооруженного конфликта в Косово. Парламентская ассамблея уполномочила члена комиссии по соблюдению прав человека швейцарского сенатора Дика Марти подготовить доклад по данному вопросу.
Во время своего двухдневного визита в Белград Дик Марти изучал собранные сербской прокуратурой доказательства. Он также провел переговоры с представителями неправительственных организаций Сербии и Албании, встретился с семьями похищенных и пропавших без вести в Косово, а также с председателем комиссии по пропавшим без вести при правительстве Сербии Велько Одаловичем. По словам сербского министра юстиции Снежаны Малович, на данный момент собрано уже достаточно доказательств, подтверждающих факт совершения косовскими албанцами уголовных преступлений - торговли донорскими органами. Однако после доклада в Парламентской ассамблее Совета Европы, надеется Малович, расследование пойдет быстрее.
Широкую огласку данная история получила в марте прошлого года после выхода в печать мемуаров бывшего прокурора Международного трибунала по бывшей Югославии Карлы дель Понте "Охота, я и военные преступники". Как утверждалось в книге, около 300 похищенных в Косово сербов перевозились в северную Албанию, где у них вырезали необходимые органы. В феврале 2004 года дель Понте посетила Албанию и нашла там неопровержимые свидетельства страшных преступлений.
"Часть узников, кто помоложе и физически сильнее, хорошо кормили, их посещали врачи и никогда не избивали. Позже их переправили в окрестности Буреля, где в двадцати километрах от города находился "желтый дом". Одна комната этого дома была оборудована как операционная. В ней хирурги изымали органы заключенных, - писала Карла дель Понте. - Жертвам, у которых была изъята лишь одна почка, хирурги зашивали рану и помещали в барак до тех пор, пока они не погибали из-за устранения других жизненно важных органов. Таким образом, остальные заключенные уже знали, какая судьба их ждет, и просили их убить сразу. Среди них, по некоторым данным, были и женщины из Косово, Албании, России и других славянских стран. Два источника утверждали, что лично участвовали в захоронении тел убитых".
Поразительный факт: сербы, у которых изымались органы, были переправлены в Албанию уже после войны, после того как в июне 1999 года в Косово вошли международные силы. Неудивительно, что результаты следствия, проведенного гражданской миссией ООН (МООНК), в Косово не только не были обнародованы, но и не привели к судебному преследованию кого-либо. Предпочла не заметить состава преступления и прокуратура Албании, несмотря на то что ее следователи провели обыск в "желтом доме" и составили об этом отчет, который получил гриф "совершенно секретно". Делу в Тиране просто не дали хода, а самостоятельному расследованию Белграда содействовать не захотели.
Между тем, как утверждает сегодня официальный представитель Специальной прокуратуры Сербии по военным преступлениям Бруно Векарич, из более чем 500 косовских сербов, пропавших без вести в Косово в 1998-1999 годах, значительная часть могла стать жертвами албанских "черных трансплантологов". За период расследования собраны показания уже 134 свидетелей тех страшных дней. Среди них люди, которые присутствовали при описанных событиях, а также те, кто был в лагерях и кому удалось бежать или вернуться через Международный красный крест.