Почему автомобильная аптечка зачастую оказывается бесполезна при спасении попавших в аварии?
Недавно в "РГ-Неделе" (N 130, 16.07.2009) доктор Леонид Рошаль, говоря о жутком числе погибших в ДТП, заявил: мириться с ситуацией больше невозможно.
Сегодня тему продолжают директор Всероссийского центра медицины катастроф "Защита", членкор РАМН Сергей Гончаров и его заместитель Леонид Борисенко.
Российская газета: Медики могут повлиять на само число дорожно-транспортных происшествий или это не в их власти?
Сергей Гончаров: Теоретически можем и должны. Но фактически этого не происходит. Почему? На этот вопрос ответа нет. Мы не можем понять, почему сегодня при проектировании и строительстве дорог, размещении рекламы, зданий и сооружений вблизи с ними мнение медиков во внимание не принимается. Въезды на скоростные автодороги, автострады не учитывают возможности человека оперативно воспринимать условия дорожной обстановки. Именно в таких местах концентрируются ДТП. Если бы в документах были заложены четкие, физиологически обоснованные требования к подобным сооружениям, многих бед можно было избежать. Наши дороги настолько перегружены всяческой рекламой, что водители не всегда способны воспринимать дорожные знаки.
Есть и другие особенности человеческого организма, которые игнорируются: усталость, способность ориентироваться в сумерках. Многие магистрали, та же трасса Москва - Санкт-Петербург, проходят через населенные пункты, которые не освещаются. Как на них заметить пешехода?
РГ: Вы где-нибудь ставили вопрос о том, что надо с медиками советоваться?
Леонид Борисенко: В Федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения" есть несколько пунктов, посвященных этим вопросам. Наша служба провела исследования на данную тему. Но на этом все и закончилось.
РГ: Сейчас ломаются копья вокруг содержимого автомобильной аптечки, вокруг того, кто и какую помощь должен оказывать в случае ДТП.
Гончаров: Должны быть четко распределены обязанности по видам помощи, по тому, кто ее оказывает. Первая помощь направлена на спасение жизни пострадавшего: надо восстановить дыхание, сердечную деятельность, остановить кровотечение. Она оказывается не медиками. Это обязан уметь делать каждый водитель, сотрудник ГИБДД, спасатель, пожарный. Эти люди не только должны быть подготовлены, у них должны быть и средства для этого. В цивилизованном мире в каждой полицейской машине есть "укладка" с такими средствами. А в нашем законодательстве нет даже понятия первой помощи, как и перечня тех, кто обязан ее оказывать. Два года назад минздравсоцразвития подготовило проект поправок в законодательство. Но лишь недавно удалось пройти первое чтение в Госдуме. За это время можно было бы сохранить 15-20 тысяч жизней. А пока суть да дело, эти предложения корректируются. Может, эта корректировка кому-то кажется не существенной, но на самом-то деле...
Вот посудите сами. В нашей редакции, например, был четко определен круг лиц, которые в силу своих профессиональных обязанностей должны сами оказывать первую помощь. Отредактировали. Отныне предложено "принимать меры", "обеспечивать предоставление" первой помощи. Чувствуете разницу? То есть оказывать уже необязательно, надо меры принимать к ее оказанию.
Немало путаницы в вопросах доврачебной и врачебной помощи. Доврачебная оказывается специалистами со средним медицинским образованием. Они применяют специальные приборы, медикаменты, делают инъекции, ставят капельницы и т.д. Этому в течение нескольких лет их учат в медицинских колледжах.
И, наконец, врачебная помощь. Она оказывается врачами, предполагает сложные ее виды, для чего необходимо оборудование и умение на нем работать.
Борисенко: Если же вернуться к вопросу о содержимом аптечки, то в ней должно быть то, что нужно для оказания первой помощи: средства для остановки кровотечения, жгут, перевязочный пакет, бинты, медицинская косынка, устройство, облегчающее проведение искусственной вентиляции легких.
РГ: А какие препараты?
Борисенко: Никакие! Этому есть простое объяснение. Все лекарства, которые могли бы оказаться полезными, либо имеют побочные свойства, например, наркотические анальгетики, либо условия хранения в автомобиле (очень высокая или очень низкая температура, характерные для нашей страны) приведут их в негодность. И вместо пользы они принесут вред. В экономически развитых странах лекарства в аптечки не входят. И Всемирная организация здравоохранения не рекомендует их использовать. Нами предложен проект новой аптечки, из которой лекарства исключены. А средства, которые способствуют спасению жизни пострадавшего, сюда включены. Как и средства, которые защитят того, кто помощь оказывает, от возможного заражения. Это перчатки и маска с клапаном для искусственной вентиляции легких. Сейчас разрабатывается госстандарт содержимого аптечки. Чтобы никаких подделок, расползающихся бинтов, ножниц, которые не режут, и т.д.
Что должно быть в аптечке?
Чтобы остановить кровотечение:
- средство защиты рук спасателя от контакта с кровью пострадавшего (пара нестерильных перчаток без латекса большого размера), марлевый нестерильный компресс размером 10 на 10 см, абсорбирующая марля из 100-процентного хлопка, нестерильный из 100-процентного хлопка бинт;
- фиксаторы (булавки) или липкая лента размером 5 см на 10 метров, которая отрывается вручную, гипоаллергенная, водонепроницаемая с отверстием для воздуха, легко клеится и не повреждает кожу при снятии.
Для обработки легких ран и царапин:
- одноразовые дозы безйодистого антисептика (например, хлоргексидин 0,05-процентный), марлевый нестерильный компресс (10 на 10 см, абсорбирующая марля из 100-процентного хлопка), лейкопластырь.
Для наложения повязок и шин при переломах, вывихах:
- косынка медицинская перевязочная из 100-процентного хлопка или вискозы.
Для проведения искусственного дыхания:
- защитная маска для искусственного дыхания изо рта в рот или изо рта в нос, исключающая прямой контакт спасателя с потерпевшим.
Из рекомендаций Европейской экономической комиссии ООН