06.08.2009 03:00
Власть

Михаил Маргелов: Россия своими действиями предотвратила большую войну на Кавказе

Текст:  Михаил Маргелов (председатель комитета Совета Федерации по международным делам)
Российская газета - Федеральный выпуск: №144 (4968)
Читать на сайте RG.RU

8 августа прошлого года, получив из рук американских инструкторов неплохую по современным требованиям армию, президент Грузии Михаил Саакашвили решился на пробу пера - на "бесконтактную войну". Напал на российских миротворцев и приказал уничтожать мирное население Цхинвала. Но потерпел сокрушительное поражение.

Судя по тому, что творили грузинские солдаты "по расовому чутью", объединяться с осетинским народом грузинская верхушка не собиралась. Когда хотят объединиться, резню не устраивают. И не относятся к мирному населению, как "цивилизаторы" в пробковых шлемах к туземцам. Ведь известно, что значит на Кавказе пролитая кровь. Ясно, что Саакашвили хотел вернуть унаследованную от большевиков территорию. Потому что, одержи Тбилиси ценой вероятного геноцида победу, осетины бежали бы из родных мест. Исчезли бы, как после нейтронной бомбы. Одно название операции чего стоило - "Чистое поле". Саакашвили решил оружием освежить идею экс-главы Грузии Звиада Гамсахурдиа о том, что осетины всего лишь "гости на грузинской земле". И чтобы там ни говорили, и тогда, и сегодня, гарантия защиты осетин от различных политических невротиков - российская, а не какая-то иная армия. Этот факт, как говорится, крыть нечем.

Недавно грузинское издание "Палитра недели" опубликовало анализ причин поражения Грузии в Южной Осетии. Публикация во многих отношениях интересная. Во-первых, она окончательно снимает то и дело поднимаемый вопрос о том, кто первый 8 августа прошлого года начал боевые действия. Оказывается, по первоначальному плану грузинская пехота должна была не атаковать Цхинвал, а взять его в кольцо. Кольцо следовало замкнуть у Гуптинского моста.

После чего мост взорвать. И не дать российским войскам прийти на помощь осетинам и миротворцам. А грузинская артиллерия получила бы возможность обстреливать Рокский тоннель. Во-вторых, как утверждает издание, руководству Грузии "нужен был пиар мирового уровня". И оно изменило этот план.

Требовался грузинский митинг в захваченном Цхинвале в прямом эфире. Для этого заранее подготовили "две тысячи грузинских и осетинских флагов". Разумеется, грузинская армия при любом плане и в любом случае была бы разгромлена. Но уместно заметить, что "всемирный пиар" ее руководству все-таки удался. В разгар событий грузинская сторона, терпя поражение под Цхинвалом, в войне информационной одерживала победу. В том числе потому, что нападение на Южную Осетию готовилось тщательно и не один день. Грузинские СМИ работали в тесном контакте с глобальными. Загодя в Гори был создан информационный центр, он обслуживал местных и зарубежных журналистов.

Это, если угодно, организационное подобие нашему Росинформцентру времен "второй чеченской войны". А мы в августе прошлого года пренебрегли и собственным опытом. Причиной наших неудач в информационной войне стало привычное отсутствие какой-либо координации между соответствующими службами ведомств. В первое время эти службы просто озадачивали противоречивой информацией. Оперативный центр для СМИ в Южной Осетии организован не был. Между тем Грузия попросту блокировала российские СМИ и сайты Интернета и проводила телемосты с европейскими странами и США. Нам же, по обыкновению, за правое дело пришлось оправдываться. А тяготы информационной войны на передовой пришлось нести первым лицам Российского государства.

Прошло не столь много времени, чтобы забыть методы, которыми Запад защищал Саакашвили. Например, США обещали ответить России тем, что восстановят военный потенциал Грузии и пошлют в Черное море флот. Это напоминало какую-то истерию. Даже солидные телеканалы не брезговали подтасовкой сюжетов. А сказки не только читаются, но и смотрятся живо. Запад, не стесняясь, откровенно "болел" за Саакашвили: и верно замечено - "пальцы верных слуг всегда оставляют отпечатки хозяев".

Западные аналитики предсказывали международную изоляцию России, новую "холодную войну" и прочее. На самом деле ничего такого не произошло. В том числе после того, как Россия признала независимость Абхазии и Южной Осетии. Потому что Россия на удивление Запада оказалась не той, что была в 90-х годах. Выяснилось, что отстаивать свои национальные интересы она готова.

Разумеется, Запад, храня верность неуравновешенному Саакашвили, продолжает твердить о территориальной целостности Грузии. Но трудно представить, что западные политики имеют в виду на практике. Это не Москва, а Тбилиси сделал все, чтобы две автономные республики утратить навсегда. После неоднократного кровопролития абхазы и осетины подданными Тбилиси не будут. И движение вспять здесь невозможно. Россия же своими действиями предотвратила на Кавказе большую войну.

В разгар событий вызывающе громко Саакашвили защищала республиканская администрация США. Возможно, искренне, а возможно, по причине предвыборной лихорадки. Потому что стоило выборам пройти, и новая администрация заговорила о необходимости "перезагрузки" непростых российско-американских отношений. И не просто заговорила - на встречах президентов Дмитрия Медведева и Барака Обамы сначала в Лондоне, а потом на официальном саммите в Москве кнопка была нажата. Без признания Россией независимости Косово, а США - Южной Осетии и Абхазии. И российская дипломатия в целом за прошедший с прошлого августа год предсказываемых неудач не знала. И не потому, что на дворе "отвлекающий от мелочей" мировой экономический кризис. Ситуация в мире такова, что изолировать такую страну, как Россия, невозможно.

Вот и новый генсек НАТО на первой же пресс-конференции заявил о необходимости восстановить разрушенные в августе прошлого года деловые отношения с Москвой. Потому что нормальные отношения с Россией нужны не только в Афганистане, но и на других направлениях деятельности альянса - в борьбе с международным терроризмом, организованной преступностью... Не думаю, что нам следует отказываться от такого сотрудничества - оно в сфере наших интересов.

Конечно, новый генсек НАТО обещал Грузии место в альянсе в будущем. Но будущее, как это ни банально, всегда туманно - стоит лишь сопоставить прогнозы о международных карах, которые сулили России в августе прошлого года, с тем, что произошло на самом деле.

Внешняя политика