06.08.2009 04:00
Экономика

Уральские коммунальщики мечтают воспитать юридически грамотного собственника

Реформу ЖКХ тормозит нехватка юридически грамотных потребителей
Текст:  Елена Ключевская (Свердловская область)
Российская газета - Экономика УРФО: №0 (4968)
Читать на сайте RG.RU

Реформа ЖКХ пока не принесла положительных результатов: 90 предприятий отрасли - потенциальные банкроты, а потребители их услуг не верят, что "проржавевший" механизм системы удастся "перезагрузить". К такому неутешительному выводу пришли участники дискуссии, состоявшейся на днях в Уральском экономическом университете. За "круглым столом" собрались ученые, представители власти, руководители предприятий коммунальной сферы.

- Изначально в основе реформы ЖКХ лежал постулат: не нужно вмешиваться во взаимоотношения собственника и организации, которая оказывает ему услуги,  государство должно уйти из этой сферы, - напомнил Сергей Черкасов, председатель комиссии по вопросам перспектив городского развития Общественной палаты Екатеринбурга. - По задумке, частные управляющие компании, конкурируя друг с другом, должны были за короткое время обеспечить  эффективное и качественное управление жилым фондом. Впрочем, как выяснилось, в жизни эта технология дает серьезный сбой.

Босые и беременные

Собственники оказались не готовы к тому, чтобы самостоятельно решать свои проблемы с поставщиками ресурсов и управляющими компаниями (УК). Особенно это касается ТСЖ. Как отметил эксперт, сегодня товарищества собственников успешно действуют только в новых домах. Либо там, где людям повезло найти честного, грамотного председателя. Из старых домов энергичные, образованные и достаточно состоятельные люди стремятся уехать, продают квартиры и переезжают в новостройки, в результате происходит маргинализация целых микрорайонов.

Между тем управление домом - очень сложный процесс как с технической, так и с юридической точек зрения. Очень важно, кто является председателем ТСЖ. Сейчас его, по сути, выбирают из числа случайных людей, смутно представляющих, как руководить вверенным хозяйством. В лучшем случае это энтузиаст-пенсионер с техническим образованием, искренне болеющий за дело.

- Однако в целом это утопия. Невозможно поверить в то, что непрофессионалы могут эффективно управлять коммунальным хозяйством, особенно при сегодняшнем состоянии жилого сектора, - подчеркнул Сергей Черкасов.

Ко всему прочему, отрасль захлестнула волна неплатежей. Вот лишь один из примеров, приведенных в ходе дискуссии. Судебные приставы приходят в квартиру должников. Владельцы ровно десять лет не платят за жилье, накопили долг в 400 тысяч рублей. В квартире четверо маленьких детей, а их мать снова беременна, причем и она, и ее супруг - хронические алкоголики. По закону выселить такую семью нельзя. В результате судебные приставы возвращают исполнительный лист УК. При этом компенсировать выпадающие расходы коммунальщикам некому.

По остаточному принципу

По признанию экспертов, задерживают платежи не только собственники жилья, но и муниципальные предприятия. Причем чаще всего - по вполне объективным причинам. Взять, к примеру, учреждения здравоохранения. Из-за кризиса они получают только 50-60 процентов средств от запланированного в бюджете. В первую очередь, исходя из требований закона их руководители должны выплатить зарплату, налоги, хотя бы по минимуму обеспечить потребности учреждения, в результате на коммунальные платежи остается 10-15 процентов. Еще сложнее складывается ситуация с частниками: с обанкротившегося предприятия взыскать деньги практически невозможно.

- Так какой же это бизнес, если в соответствии с законом управляющая компания теряет более пятидесяти процентов дохода?! - возмущается Сергей Черкасов.

Накладывает отпечаток и то, что далеко не все УК являются честными игроками на рынке.

Впрочем, ряд аналитиков считает, что при таком видении проблемы краски все-таки сгущены.

- Руководители управляющих компаний сознательно пришли в социально ориентированную отрасль, значит, должны были предусмотреть все возможные риски, - подчеркнул Вячеслав Пракин, директор одного из предприятий коммунальной сферы Свердловской области. - Совершенно естественно, что в ЖКХ приходится иметь дело и с пьющими, и с беременными, и с банкротами. Поэтому нужно работать, думать, как находить выход из сложной ситуации.

Воспитание собственника

В очередной раз в ходе дискуссии прозвучала проблема воспитания настоящего, юридически грамотного собственника жилых помещений.

- Пока мы этого не сделаем, реформа так и будет ходить по кругу, - отметил Георгий Резвов, заместитель начальника отдела экономики, тарифной политики и реформирования ЖКХ министерства энергетики и ЖКХ Свердловской области. - В какой-то степени это происходит от недостатка информированности, людям очень сложно узнать и разобраться в сути выходящих нормативных актов. Между тем все вопросы руководства, содержания и управления домами сегодня возложены на них. Муниципалитет вмешиваться не вправе. По закону он всего лишь долевой собственник помещений в многоквартирном доме.

Воспитать собственника и сформировать потребительскую культуру в сфере ЖКХ - не самое сложное дело, высказал свою позицию Георгий Белозеров, председатель президиума Ассоциации выпускников президентской программы. И привел в пример опыт послевоенной Германии. Когда там остро встала проблема утилизации бытовых отходов, УК совместно с муниципалитетами приняли решение не вывозить неотсортированный мусор, о чем заранее предупредили жильцов. Длилась воспитательная процедура месяца два. Глядя на переполненные мусорные баки, немцы все-таки начали сортировать отходы.

В ответ на это один из участников дискуссии заметил, что у нас такой мусор могут просто не заметить.

Без альтернативы

Отдельная проблема - функционирование предприятий ЖКХ в сельской местности. По мнению Андрея Мурзина, заместителя главы Ирбитского муниципального образования, реформа ЖКХ обошла село стороной.

- Собираемость платежей здесь в силу низкой платежеспособности населения составляет не больше 50 процентов. Мы вынуждены создавать МУПы. Они работают неэффективно, но альтернатив им пока нет. Поскольку объемы небольшие, себестоимость услуг оказывается очень высокой. А при высоких тарифах никогда не удастся собрать 100 процентов платежей. Следовательно, никакого частного бизнеса на селе быть не может, - заключил он.

Участники дискуссии согласились с тем, что подход должен быть дифференцированным. Нельзя по одним и тем же критериям оценивать систему ЖКХ в мегаполисе и небольшом поселке. Кроме того, они решили направить материалы "круглого стола" для ознакомления с ситуацией губернатору Свердловской области и в правительство России.

ЖКХ Свердловская область Урал и Западная Сибирь