06.08.2009 03:59
Общество

Минздрав Свердловской области издал список болезней, которые лучше лечить дома

Минздрав Свердловской области издал список болезней, которые надо лечить амбулаторно
Текст:  Ксения Дубичева (Екатеринбург)
Российская газета - Неделя - Урал: №0 (4969)
Читать на сайте RG.RU

Семья Шавыркиных из Невьянска год доказывала в судах, что местная больница отказала двухлетнему Роме в оказании качественной медпомощи.

В июле 2008 года мальчика госпитализировали в районную больницу с температурой и прочими симптомами кишечной инфекции. Ему становилось хуже, но в направлении в екатеринбургскую больницу отка­зывали: мол, ребенок в соседней палате уже месяц в таком состоянии - и ничего. По существу, лечиться Роме пришлось по блату: после консультации со знакомыми медиками родители сами увезли сынишку в девятую екатеринбургскую детскую больницу, где поставили верный диагноз, провели терапию - и за восемь дней поставили ребенка на ноги.

Многие боятся, что приказ мин­здрава Свердловской области ужесточит отношения между медиками и пациентами. Желая более  рационально использовать бюджетные средства, минздрав расширил список болезней, запрещенных к лечению в стационаре. На 21 странице приложения перечислены болезни, которые должны лечиться амбулаторно. Например, больным с переломами ног и копчика следует лечиться в домашних условиях, дважды в неделю приходя в больницу на прием. Дома предлагается лечить детские корь, ветрянку, лямблиоз и краснуху. Фурункулы, панариции и тяжелые формы бронхита тоже перестанут быть основанием для госпитализации. Всего в список "медико-эконо­мических стандартов, подлежащих исключению из круглосуточных стационаров", попали 590 болезней.

- Этот приказ, - утверждает президент ассоциации страховщиков "Территория" Максим Стародубцев, - делает экономически невыгодной госпитализацию больных с перечисленными там диагнозами - за них ТФОМС больнице не заплатит. Таким  оборазом, госгарантии на оказание бесплатной медпомощи в полном объеме сохраняются только официально. Боюсь, что больного будут стараться любыми средствами выгнать из больницы. Этот документ не продуман еще и потому, что в середине финансового года он полностью меняет систему экономических отношений, фактически запрещает ряд плановых госпитализаций, от чего больницы понесут убытки. На закупе медикаментов, оборудования не удастся сэкономить - эти статьи не эластичны, "резать" придется зарплату.

По предположению страховщика, на такие меры облминздрав решился из-за недостаточного перечисления средств в ТФОМС предприятиями области: "Облправительство могло бы обратиться за субвенциями в федеральный ТФОМС, закон это позволяет, вместо того чтобы решать проблему за счет пациентов".

Приказ вступил в действие с первого июля. Через три недели в Управление Генпрокуратуры по Уральскому федеральному округу обратились с письмом екатеринбургские медики, которые предупредили о возможных последствиях экономии: "Отсутствие круглосуточного контроля со стороны врачей может стоить жизни больным".

Заместитель генерального прокурора РФ Юрий Золотов дал распоряжение провести проверку законности данного приказа. По мнению надзорного органа, сокращение показаний к госпитализации может повлечь за собой грубое нарушение прав на охрану жизни и здоровья ряда категорий граждан, в том числе получивших серьезные травмы и страдающих тяжелыми болезнями. За исполнением данного поручения установлен контроль.

Как быть пациенту, если он считает, что ему отказали в госпитализации неправомерно? Возможный алгоритм действий дает развитие истории семьи Шавыркиных из Невьянска. Вместо того чтобы жаловаться на невьянскую больницу, например  в прокуратуру или городской отдел здравоохранения, Алексей Шавыркин, отец Романа, пошел "американским" путем: сначала написал жалобу главврачу (служебная проверка нарушений, естественно, не нашла), а потом жалобу в страховую компанию, выдавшую полис обязательного медстрахования. Однако и проверка страховщиков дефектов в лечении не нашла. Тогда родители обратились в другую страховую компанию.

- Если кто-либо не удовлетворен лечением, надо обращаться в ту страховую компанию, которая выдала страховку, - комментирует действия отца мальчика Максим Стародубцев. - Надо заставить ее защищать вас. Если она этого не делает, сменить компанию, пользуясь статьей 6 Закона РФ о медицинском страховании.

Экспертиза, проведенная другой страховой компанией, обнаружила дефекты качества медицинской помощи, оказанной Роману в районной больнице. С этим заключением Шавыркины отправились в суд.

Невьянский городской суд удовлетворил иск Шавыркиных, присудив им возмещение морального вреда в связи с некачественным лечением - по десять тысяч каждому члену семьи, всего 30 тысяч рублей.

Случай в Невьянске, увы, не уникален: практически каждый свердловчанин может рассказать, каких трудов стоило добиться положенного по закону лечения. Уникальность невьянской истории - в ее благополучном исходе. Изданный минздравом приказ, опасаются пациенты, может обострить отношения между ними и теми, кто их обязан лечить, дать недобросовестным медучреждениям лишний довод отказывать в квалифицированной бесплатной медицинской помощи.

Из  первых  рук

Владимир Климин, министр здравоохранения Свердловской области:

- Появление этого приказа связано с разработкой новых ме­дико-эконо­мических стандартов, которые будут внедряться с первого января следующего года в области. Стандарты, по которым сейчас работает наша система здравоохранения, созданы в 1995 году. Естественно, заложенные там параметры (технологии, лекарственные препараты) пришли из прошлого века и морально устарели. Ни в одной стране мира те болезни, о которых идет речь в нашем приказе, не лечатся в стационаре - ни в Анголе, ни в Америке.

Элементарный пример. По старым стандартам пневмонию положено лечить только в стационаре 21 день внутримышечными инъекциями. Но нетяжелую форму сейчас можно вылечить за пять дней таблетками. Зачем держать больного 21 день в стационаре? А если выписать его раньше, ТФОМС его лечение не оплатит как незаконченный случай.

Второй яркий пример - гипертоническая болезнь первой степени, которая есть у многих после 30 лет, ни в одной стране мира, кроме России, не лечится в стационаре. Так получается, потому что гипертоника выгодно госпитализировать. По нашей системе сертификации стоимость госпитализации больного с этой болезнью в больнице второго уровня - 2224 рубля, третьего уровня - уже 4100, четвертого - 7120, пятого - 25 тысяч рублей. Если лечить эту болезнь в амбулаторно-поликлинических условиях или в дневном стационаре, как это принято во всем мире, стоимость трех-четырех посещений по 134 рубля - получается 500 рублей. Всего. Сравните - 500 и 25 тысяч рублей!

Если мы не изменим эту систему, которая есть сегодня в РФ, здравоохранение России никогда не будет эффективным. Мы сейчас говорим об эффективности использования государственных средств. И здесь беда даже не в деньгах, а в том, что руководители лечебных учреждений заполняют койки легкими больными, которым не показана госпитализация, в то время как люди, которые реально в ней нуждаются, стоят в очереди.

За этот месяц, пока действует наш приказ, ни одного обращения, ни одной жалобы от граждан нет. Потому что в госпитализации не отказано никому! Действует  конституционный принцип, заложенный в законах и в Уголовном кодексе в том числе: врач отвечает за госпитализацию, если она показана. Медицинские показания и решение врача являются основой для принятия решения.

О всех случаях неправомерных отказов в госпитализации вы можете сообщать на "Пейджер доверия" министерства здравоохранения Свердловской области: 002, абонент "Минздрав" (для междугородних звонков телефон: (343) 379-97-00).

Здоровье Свердловская область Урал и Западная Сибирь