По данным регионального Управления ГИБДД, количество аварий из-за неудовлетворительного технического состояния машин с каждым годом уменьшается. Если в 2005 году по этой причине произошло 14 ДТП, то за шесть месяцев 2009 года - всего два. Вместе с тем эксперты отмечают опасную тенденцию: в условиях кризиса многие владельцы автомобилей начинают экономить на сервисном обслуживании и ремонте.
Условно городской автосервис можно разделить на четыре сегмента: авторизованные дилеры, оказывающие гарантийное и постгарантийное обслуживание определенных торговых марок, специализированные мастерские с широким перечнем услуг, небольшие частные мастерские и так называемый "гаражный" ремонт.
- По сравнению с показателями сентября 2008 года количество планируемых обращений в авторизованные сервисные центры снизилось не очень существенно: с 32 до 29,2 процента. Вместе с тем количество людей, планирующих саморемонт, возросло с 30 до 35,9 процента, - констатирует Мария Бурлуцкая, начальник аналитического отдела фонда социально-экономических и гуманитарных исследований.
По мнению эксперта, такая рыночная тенденция определяется несколькими факторами. Первый: от сотрудничества с автосервисом уходят страховые компании, которые прежде обеспечивали загрузку специализированных центров. Во-вторых, потребители среднего класса все чаще стали ограничиваться лишь самым необходимым ремонтом, обходясь без "косметики". Что касается качества, то жалоб на работу авторизованных автосервисов с каждым годом все меньше, а вот уровень специализированных автомастерских самый разный - от очень низкого до очень высокого.
Директор экспертного агентства Роман Романов характеризует работу автосервисных предприятий более категорично, исходя из собственной практики: качество обслуживания в дилерских центрах улучшилось, в то время как в частных мастерских заметно упало. Он считает, что это происходит из-за снижения стоимости работ, а также сокращения числа работников.
Эту точку зрения подтверждают и другие эксперты. К примеру, менеджер крупной компании-автодилера Дмитрий Шеломенцев отмечает, что денежный поток от фирменного автосервиса по итогам второго квартала увеличился на 32 процента. А технический директор станции техобслуживания Анатолий Бучинский, напротив, говорит о снижении объемов работ.
- Люди стали меньше обращаться с мелкими повреждениями - они предпочитают получить у страховых компаний деньги и потратить у "частников". Снизился поток клиентов от страховых компаний - уровень падения продаж полисов КАСКО достигает 15-30 процентов.
В отличие от авторизованного сервиса, автомастерские не могут навязывать свои условия и цены страховым компаниям. Поэтому и не могут зачастую с ними договориться. Особенно жесткие требования по снижению стоимости ремонта, по словам специалиста, выдвигают федеральные страховщики.
- Можно снизить стоимость нормочаса и оптимизировать внутренние затраты, но удорожание запчастей и материалов из-за колебания валютных курсов преодолеть нереально. Не хочется терять репутацию и переходить на более дешевые линейки материалов - потребитель, застраховавший авто, вправе требовать надлежащего качества услуг. В итоге независимые центры вынуждены работать в ценовых тисках, - подчеркивает Анатолий Бучинский.
Особая ситуация складывается с ремонтом иномарок в возрасте до трех лет, приобретенных по большей части в кредит.
- До октября прошлого года половина клиентов ремонтировалась в авторизованных центрах, другая половина - в независимых. Однако сейчас в 70 процентах случаев банк требует не тратить страховку на ремонт авто, а перечислить эти деньги в счет погашения кредита. Таким образом, клиентам приходится ремонтироваться "на свои". Естественно, что они, стремясь сэкономить, идут в частные мастерские и "гаражи", - говорит директор управления урегулирования убытков региональной страховой компании Марс Арсланов.
Каждая из обозначенных тенденций так или иначе влечет за собой ухудшение общего уровня техобслуживания. По данным интернет-исследований, многие автовладельцы недовольны тем, что специалисты, осуществляющие приемку автомобиля, относятся к его владельцу, как к человеку, ничего не понимающему в технике. Больным вопросом остаются сроки. Сильнее всего страдают владельцы недорогих автомобилей: чем дешевле машина, тем дольше ремонт. Помимо этого, сроки затягиваются из-за того, что приходится долго ждать доставки некоторых комплектующих от официального дистрибьютора.
Пока с этой проблемой автосервисные предприятия борются самостоятельно - создают собственные склады, налаживают логистические цепочки и оперативные контакты между мастерскими одной сети. В мэрии Екатеринбурга эту проблему предлагают решить кардинально: создать прямо в городе обширный распределительный складской центр. По мнению участников рынка, он будет востребован главным образом независимыми автоцентрами, которые смогут тем самым сократить собственные складские запасы. Однако инициативу по проведению переговоров с дистрибьюторами, которые будут арендовать помещения в этом терминале, владельцы частных мастерских с охотой готовы делегировать органам местного самоуправления.