06.08.2009 04:58
Экономика

Реализации программы "Чистая вода" на Урале мешает бюрократическая волокита

Что мешает реализации программы "Чистая вода"
Текст:  Виктор Долгов (Свердловская область)
Российская газета - Экономика УРФО: №0 (4968)
Читать на сайте RG.RU

В мае "РГ" опубликовала информацию о том, что правительство Свердловской области приняло целевую программу "Чистая вода", предусматривающую вложение более чем 200 миллиардов рублей до 2020 года. Настало время подвести промежуточные итоги.

На прошлой неделе в Екатеринбурге состоялся семинар, организованный куратором проекта - региональным министерством энергетики и ЖКХ - совместно с администрацией города.

Первое, что отметили участники дискуссии, - отставание от намеченных сроков. Планировалось, что программа будет финансироваться не только из местных бюджетов и внебюджетных источников, но и из федеральной казны: в одиночку такую ношу регион просто не осилит. А чтобы "Чистая вода" вошла в число пилотных проектов и получила государственные субсидии, ей должны дать оценку в центральных отраслевых ведомствах. Оценить сделанное уральцами обещали еще в июле. На дворе август, но решения пока нет, что тормозит, в частности, переход работы на уровень муниципалитетов.

- Из 94 муниципальных образований заполнили анкеты по подготовке к реализации программы только 39, - сказал в своем выступлении заместитель министра энергетики и ЖКХ Свердловской области Николай Смирнов.

Если не оправдать, то понять муниципалитеты можно: при отсутствии федеральных методик сотворить собственные гораздо сложнее, а одноименная программа в масштабах всей России еще только разрабатывается. Ее обещают принять лишь к апрелю будущего года. Предполагается, что в федеральный "пул" войдут десять пилотных региональных проектов. На эти цели намечено выделить в 2010-2012 годах из федерального бюджета до 120 миллиардов рублей. Общие же инвестиции в программу обеспечения россиян чистой водой составят 1,5 триллиона рублей.

Как подчеркнул председатель наблюдательного совета экологического фонда "Вода Евразии" Валентин Зиберов, после публичного обсуждения документ претерпел заметные изменения к лучшему. К примеру, в нем предусмотрено совершенствование нормативно-правовой базы, утверждение нового, дополненного Технического регламента качества воды. Кроме того, согласно указу президента РФ, до 2015 года должны быть разработаны нормативы допустимого воздействия на природную среду загрязненных водных стоков.

Конкретные рекомендации главам городов и районов содержало выступление руководителя екатеринбургского филиала "Воды Евразии" Анатолия Машанова. Он предложил каждому муниципалитету подготовить собственную программу повышения качества питьевой воды с конкретным механизмом реализации на основе госэкспертизы. Выбрать на конкурсах заказчика и исполнителей, причем это должны быть состоявшиеся, крепкие организации без финансовых "хвостов". Оформить соглашение с областью, в деталях предусмотрев права и обязанности сторон. Подготовить инвестиционное обеспечение, включающее все формы финансирования - от местных денежных источников до заявок на бюджетные субсидии и кредитные гарантии. Наконец, продумать систему контроля за исполнением осуществляемых мер.

По мнению заместителя председателя региональной энергетической комиссии Михаила Семенова, несмотря на нынешние недостатки нормативной базы, на местах есть все необходимое для разработки инвестиционных программ. Иначе говоря, муниципалитетам ничто не мешает обеспечить тарифную составляющую проекта "Чистая вода". Вопрос непростой, но решать его надо, ведь себестоимость питьевой воды намного дороже технической. Между тем во многих муниципальных образованиях оплата той и другой практически одинакова, из-за чего питьевые источники широко используются в хозяйственных целях. И только 13 из 179 среднеуральских предприятий водоснабжения и водоочистки заложили инвестиционную составляющую в тариф, а все остальные, что называется, латают дыры.

Именно экономии водопотребления было посвящено выступление начальника управления топливно-энергетического хозяйства Екатеринбурга Андрея Щербинина. Эта проблема весьма остро стоит в уральском мегаполисе, который осуществляет основной забор воды в соседней Челябинской области и тратит на перекачку миллион рублей в сутки.

Весной этого года в Екатеринбурге началась реализация совместного российско-немецкого проекта на условиях частно-государственного партнерства. Планы у разработчиков смелые: полностью заменить насосное оборудование, создать современную систему очистки и сброса, оснастить большинство квартир индивидуальными счетчиками водопотребления. А на сливе городских очистных сооружений объемом 110 тысяч кубометров в сутки установить экономичную мини-ГЭС. По мнению специалистов, это сделает коммунальную экономику города более эффективной, а полученный опыт можно будет растиражировать в другие российские регионы.

О необходимости новых экономических и организационных подходов говорил и генеральный директор екатеринбургского "Водоканала" Талгат Адуллин. По его словам, без целевой программы невозможно запланировать обеспечение водой новостроек. Инвестиционные возможности самой организации исчерпаны, техническая база сильно устарела, как, впрочем, и нормативная - согласования тянутся месяцами. Жизненно необходимо единое организующее начало, что и обещает программа "Чистая вода". Но, чтобы активно включиться в ее выполнение, предприятию надо освоить новые для себя функции - от проведения конкурсов и привлечения субподрядчиков до освоения финансовых средств из разных источников.

А вот депутаты, наоборот, ностальгируют по недавнему прошлому. До последних изменений в Бюджетном кодексе выполнение региональных программ контролировала законодательная ветвь областной власти. Теперь же эти функции переданы правительству.

- Разумеется, запрета на парламентский контроль нет, - дал разъяснения депутат облдумы Андрей Альшевских. - Не сомневаюсь, что думский комитет по промышленности, агрополитике и природопользованию будет внимательно отслеживать траты бюджетных средств в рамках программы "Чистая вода". Тем более что проект долгосрочный. Кроме того, буду по максимуму использовать свои возможности как член комиссии областного правительства по экологии и природопользованию.

ЖКХ Свердловская область Урал и Западная Сибирь