"Жду суда с нетерпением!" - так прокомментировал руководитель Росрыболовства Андрей Крайний намерение торговой сети "Перекресток" вчинить ему иск "о защите деловой репутации и возмещении репутационного вреда". "Мы на стол судье положим результаты лабораторных исследований рыбного филе, которое продается в торговых сетях", - добавил Крайний.
Ритейлеры оскорбились на то, что глава Росрыболовства вынес рыбный сор из торговой избы. Во время совместного визита в магазин с руководителем Роспотребнадзора Геннадием Онищенко, он обнародовал результаты анализов рыбного филе, загодя заказанных его ведомством с подачи "Российской газеты". В большей части красочных пакетов с призывами к здоровому питанию под видом филе скрываются обрезки минтая пополам со льдом и полифосфатами. Причем именуются они и треской, и окунем, а это уже прямой обман потребителей.
Об этом "РГ" подробно писала 31 июля и 4 августа.
Собственно, руководитель Росрыболовства метал стрелы в первую очередь не в торговцев. В магазине, конечно, есть свои "тараканы" - главный санитарный врач страны не смог оперативно получить полный пакет документов на рыбные товары. И под видом охлажденной рыбы в ледниках лежала рыба размороженная. Но все-таки главные претензии Крайнего - к недобросовестным производителям, которые заказывают в Китае именно такой - наполовину состоящий из воды - минтаевый полуфабрикат, а в своем Отечестве только упаковывают его и предлагают согражданам под видом качественной рыбы.
При этом страдают и розничные торговцы, которые с реальным риском потерять репутацию торгуют этой дрянью. Вот один из читательских комментариев к предыдущим публикациям на эту тему с сайта "РГ": "Берешь филе, домой приносишь - одна вода ото льда. Вообще наглость просто беспредельная". Оценка, надо сказать, очень точная, хотя и сделана без специального лабораторного оборудования.
"Российская газета" была среди инициаторов контрольных закупок и лабораторного исследования качества рыбного филе. И теперь мы от всей души поздравляем Андрея Крайнего с промежуточной победой: судя по первой реакции, акция "Долой поддельное филе" попала, что называется, прямо в нюх. Если бы торговцы сейчас решительно отказались хотя бы от явно сомнительных рыбных продуктов, на упаковках которых нет, например, полного адреса производителя, они лишили бы прилавка самых бессовестных фальсификаторов. И тем хотя бы отчасти защитили потребителей.
Но, видимо, с точки зрения ритейлеров, продажа неполезной и невкусной рыбной обрези пополам со льдом под видом филе не наносит "репутационного вреда". Во всяком случае, сомнительные "филе трески" и "филе окуня" и сейчас покоятся на прилавках магазинов. А "вред", по мнению торговцев, исходит от того, кто предал огласке годами строившуюся систему обмана потребителей. В общем-то, они ведут себя как человек, который на дружеский совет привести в порядок расстегнутую деталь туалета бросается с кулаками на советчика, чтобы защитить свои честь и достоинство. Так и не застегнувшись. И не извинившись перед обществом.
Ну, да ладно. Гораздо более обоснованная претензия в связи с походом Онищенко и Крайнего в магазин содержится опять же в комментариях наших читателей: "А что наши правители делали 20 лет? Продукты опасны, и цены на отходы бешеные, они разве этого не знали?" Отбросив некий абсолютизм автора комментария, согласимся: а что, десять дней или месяц назад проблемы с качеством рыбного филе не было? Или о ней никто не знал?
Андрей Крайний считает, что сдержать цены на рыбном рынке и позитивно повлиять на качество товара может конкуренция торговых предприятий. Он утверждает, что выдвинул идею воссоздания магазинов "Океан" именно с этой целью. Однако у представителей торгового бизнеса возникли сомнения в том, что он имеет на это право.
На днях в эфире одной из московских радиостанций Лев Хасис - топ-менеджер компании, управляющей "Перекрестком", - задал вопрос: "Почему федеральный чиновник вот такого уровня начинает делать рекламу частной сети, причем противопоставляя ее другим сетевым магазинам?" И сообщил, что в "Океане" цены выше, чем в "Перекрестке".
А и на самом деле - почему? Корреспондент "РГ" обратил этот вопрос непосредственно к руководителю Росрыболовства. Андрей Крайний в ответ сообщил, что за последнее время магазины "Океан" открылись в 30 регионах страны. Всего до сегодняшнего дня их было 52. Их владельцы - 39 компаний малого бизнеса и частных предпринимателей. Они не объединены в единую федеральную сеть ни юридически, ни организационно.
"Да, я лоббирую интересы этих 39 предпринимателей, - признал Андрей Крайний, - потому что они создают реальную конкуренцию федеральным сетям". Он заявил также, что в распоряжении Росрыболовства имеются видеоматериалы, которые показывают: в "Океанах" цены ниже, чем в крупных сетях. И готов "прокрутить ролик" сомневающимся.
"Российская газета" непременно еще вернется и к этому частному спору о правах и обязанностях, и к проблеме качества рыбных товаров в целом.