06.08.2009 03:00
Общество

Статистика: Большинство россиян против закрытия крупных вещевых рынков

Что россияне предлагают сделать с вещевыми рынками?
Текст:  Наталья Лебедева
Российская газета - Федеральный выпуск: №144 (4968)
Читать на сайте RG.RU

Закрытие знаменитого Черкизона вызвало в обществе волну споров о том, а нужны ли нам вообще вещевые рынки? Действительно ли товары на рынках дешевле, чем в магазинах? А качество купленных в магазине вещей заведомо лучше рыночных? Покупая модную шубку, так ли нам важно, ввезена ли она в страну законным путем или это контрафакт? Чему отдают предпочтение россияне, магазинам или вещевым рынкам, выяснили социологи Фонда "Общественное мнение"

Каждый третий опрошенный признался, что он предпочитает покупать одежду и обувь на вещевых рынках. 12 процентов участников опроса заявили, что никогда не бывали на рынке и затовариваются исключительно в магазинах. Остальные в зависимости от своего возраста и достатка в разной степени пользуются то рынками, то магазинами. Молодежь, естественно, больше тяготеет к торговым центрам. А люди пожилые и малообеспеченные чаще ходят на рынки.

"В магазинах цены заоблачные", "на рынках в два раза дешевле, зачем переплачивать" - так объясняли свое пристрастие к рынкам большинство опрошенных. Также рынки привлекают людей широким ассортиментом товара - каждый может выбрать то, что подходит ему по качеству и по цене. Возможность поторговаться, по мнению наших сограждан, тоже играет не последнюю роль.

- Я на Черкизовский ходила со своей тетей, она пенсионерка, - рассказывает одна из участниц опроса. - Я ее сразу вела в дешевые ряды, где она могла купить себе кофточку, пусть китайскую, но за 250-300 рублей. В магазине это невозможно.

Те же, кто предпочитает магазины, на первое место ставят качество товаров: "В магазине куплю - ношу два года, а на рынке - на один день". Магазины выгодно отличаются от рынка и тем, что там больше порядка, выдают чеки и в случае чего легче обменять некачественный товар. Также многим важны комфортные условия покупки - чистое помещение, удобные примерочные, возможность получить консультацию про давца.

Аргумент "на рынках дешевле" на почитателей магазинов не действует, потому что "в магазинах действуют акции и распродажи, а значит, товар можно купить даже дешевле, чем на рынке".

Около 25 процентов россиян одинаково часто пользуются и рынками, и магазинами. На вопрос, почему, обычно отвечают так: "Я не вижу вообще различий как по цене, так и по качеству. Сейчас в магазинах скидки большие, и, допустим, цены приближены к рыночным, но не факт, что обувь или одежда не с этого же рынка привезена".

Социологи поинтересовались у россиян, как они отнеслись к закрытию крупных вещевых рынков? Мнения разделились примерно поровну. Те, кто не согласен с закрытием рынков, объяснили это тем, что происходит ущемление возможностей малообеспеченных слоев населения, которым ходить в магазины просто не по карману.

Также людей волнует, что закрытие рынка повлечет за собой потерю рабочих мест и заработка тех, кто приезжал на тот же Черкизовский рынок за товаром, а потом развозил его по всей стране.

Те же, кто позитивно воспринял закрытие рынков, говорили о том, что это первый шаг к тому, чтобы навести порядок в сфере торговли, чтобы было больше контроля и меньше контрафактной продукции.

Были и такие, кто назвал рынок пережитком прошлого, которому нет места в XXI веке.

Когда же социологи спросили, что же делать с рынками, закрывать или нет, большинство россиян предложили рынки не закрывать, а реконструировать и окультуривать.

Социология