"Из России в Силиконовую долину с любовью, или Зачем "Яндекс” пришел на родину Google".
Мы встретились с Аркадием Воложем, чтобы побеседовать о том, как его компания пережила освоение российского рынка компанией Google, об особенностях российского интернета и о планах на будущее. Даже в разгар кризиса Волож не собирается бросать "Яндекс".
Аркадий Волож - основатель и генеральный директор компании "Яндекс". Волож - опытный предприниматель и компьютерщик, открыл несколько преуспевающих ИТ-компаний, в том числе InfiNet Wireless, которая предоставляет услуги беспроводного сетевого доступа в России. В 2000 году ушел с поста генерального директора компании "КомпТек" и возглавил компанию "Яндекс", основанную в 1997 году. В начале карьеры разработал системы электронного поиска в реестре патентов, в цифровых версиях русской классической литературы и Библии. Окончил Институт нефти и газа им. Губкина по специальности "Прикладная математика". Женат, трое детей.
Как "Яндексу" удалось отстоять свою территорию и составить конкуренцию системе Google на постсоветском пространстве?
Во-первых, в России много пользователей интернета. Во-вторых, у нас в стране традиционно сильная подготовка в области математики - а значит, и в области компьютерного программирования. Благодаря этому у нас сотни высококвалифицированных специалистов, способных разрабатывать и предоставлять конкурентоспособные интернет-сервисы. Поэтому в России есть "Яндекс".
Кстати, "Яндекс" эту традицию активно поддерживает. Для подготовки будущих специалистов компании мы разработали двухгодичный курс обучения в Школе анализа данных и информатики, соответствующий программе магистратуры. Основное внимание в рамках курса уделяется предметам, связанным с поисковыми интернет-технологиями и структурами данных. Многие выпускники этого курса приходят работать в "Яндекс", остальные устраиваются в другие компании, в том числе в Google.
В России в последние несколько лет число пользователей интернета увеличивалось на 25% ежегодно. Каждый год миллионы людей выходят в сеть, и многие из них в качестве поисковой системы используют "Яндекс". На данный момент 80% наших клиентов - жители России, еще 10% - из бывших союзных республик, остальные 10% - из других зарубежных стран.
У нас часто разрабатываются российские аналоги популярных сервисов, таких как Facebook, которые тоже становятся популярными, но, как правило, выходят лишь через год-два после появления оригинальной версии. Мы не успеваем?
Это не совсем так. На самом деле поисковую машину, сочетающую в себе достижения в области лингвистики и цифровые технологии поиска, у нас стали разрабатывать еще до появления интернета. В 1989 году, когда я окончил институт, наша группа разработала классификатор изобретений для Института патентной информации СССР. Это, наверное, был один из первых в мире коммерческих проектов, соединяющих поисковые механизмы с компьютерной лингвистикой. Тогда я познакомился с некоторыми из будущих партнеров-основателей "Яндекса", так что в некотором роде наша компания зародилась еще в то время.
Мы создавали "Яндекс" не для того, чтобы подражать другим. Мы в бизнесе уже дольше, чем другие поисковые системы, и разработали целый ряд оригинальных продуктов. Например, мы стали проводить параллельный поиск по разным каналам - тексту, картинкам, видео, новостям, блогам - и показывать все результаты на одной странице еще в 2000 году, а Google и Yahoo подхватили эту идею лишь несколько лет спустя.
Предшественницей "Яндекса" была компания "Аркадия", которая в 1990 году разработала две поисковые программы для операционной системы DOS. В 1993 году "Аркадия" стала "дочкой" компании "КомпТек", которая вывела поисковое программное обеспечение на новый уровень за счет работы со спецификой русской морфологии. Эта технология позволила создать в 1994 году цифровую версию Библии, с помощью которой пользователи могли вести поиск по Ветхому и Новому Завету на русском языке. Вслед за этим были разработаны русскоязычные электронные словари и более совершенные технологии поиска.
Первыми продуктами под маркой "Яндекс" на выставке "Нетком-96" стали Yandex.Site и Yandex.Dict. Эти программы позволяли вести сложный морфологический поиск в рамках одного веб-сайта.
Компания "Яндекс" начала работу 23 сентября 1997 года, когда российский интернет только зарождался (5000 серверов и 4 Гб текста). С тех пор и рунет, и "Яндекс" выросли и количественно, и качественно: появились системы идентификации фотографий, видео-службы, интернет-магазины, механизмы отслеживания пробок и другие нововведения.
Название Yandex ("Яндекс") происходит от английского "yet another index” ("еще один поисковик").
Чем рунет отличается от интернета на других языках?
Одно из основных отличий состоит в том, что рунет подвергается гораздо меньшему регулированию, чем интернет в других странах и на других языках. Это миф, что у нас существует жесткая цензура контента. Он бывает хорошим, бывает плохим, но сейчас в русскоязычном интернете размещается почти все.
А зачем "Яндекс" недавно открыл лабораторию в Силиконовой долине?
Наш главный ресурс - это люди, и мы ищем их везде, где можем найти. Наш головной офис расположен в Москве, есть лаборатории поменьше в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Киеве, еще в нескольких местах и вот теперь - в Калифорнии. Коллектив "Яндекса" в Силиконовой долине состоит из американцев (в том числе российского происхождения), общаются они между собой на английском языке.
Наше присутствие там - это ни в коей мере не "вторжение" на территорию Google. Мы по-прежнему ориентируемся в основном на российский рынок. Но как некоторые ИТ-компании привлекают специалистов из России, так и мы привлекаем специалистов из Америки.
Как повлиял на "Яндекс" мировой экономический кризис?
Наш основной источник дохода - поисковая реклама. И нам повезло: в то время как у телевидения и газет резко сокращаются доходы от рекламы, некоторые сегменты рекламного рынка в интернете продолжают расти. Простые баннеры уже не так популярны, но рынок более адресной поисковой рекламы только вырос. Отчасти это объясняется тем, что такая реклама приносит конкретные измеримые результаты, - а ведь сейчас каждая компания заботится о повышении производительности и эффективности.
Оборот у нас растет медленнее, чем до кризиса, но компания по-прежнему приносит прибыль. Мы решили не сокращать штат наших сотрудников, но расширение пока приостановили. Сейчас мы придерживаемся выжидательной стратегии, проводим в компании частичную реорганизацию и развиваем основное направление своей деятельности - поисковые технологии.
До кризиса вы планировали провести IPO? Что случилось?
Мы прошли весь процесс подготовки к размещению акций на фондовой бирже Nasdaq, и прямо перед IPO разразился кризис. Думаю, хорошо, что мы не успели этого сделать, ведь тогда у нас не было бы необходимой маневренности, чтобы провести "Яндекс" через волну кризиса. С другой стороны, сам процесс подготовки сделал нас более сильной и зрелой компанией. Мы все еще рассматриваем возможность проведения IPO в будущем.
Для Вас "Яндекс" - это просто бизнес, увлечение или, может быть, детище? Если через десять лет Вам предложат продать "Яндекс", Вы согласитесь?
Любой хороший бизнес - это увлечение. У нас очень сильная корпоративная культура, и я могу с уверенностью сказать, что для многих сотрудников "Яндекс" - это часть жизни.
Я бы не стал продавать весь бизнес, но если бы кто-то захотел купить часть моих акций, я бы, наверное, подумал над этим предложением.
Статья опубликована во вкладках Russia Now в The Daily Telegraph (Великобритания) 26.05.09 и в The Washington Post (США) 27.05.09, а также во вкладке Russia&India Report в The Economic Times (Индия) 10.06.09
Английская версия также доступна в формате E-paper на странице 2
Тексты, опубликованные во вкладках, могут подвергаться стилистической правке со стороны газеты-партнера.