Агрессия Грузии против Южной Осетии не закончилась в августе прошлого года. До сих пор режим Саакашвили содержит в тайных застенках осетинских заложников. В списках Уполномоченного по правам человека Южной Осетии Давида Санакоева - десятки фамилий.
Жители республики, по словам правозащитника, попадали в грузинские тюрьмы разными путями. Кто-то во время перехода из осетинской части села в грузинскую был обвинен в незаконном пересечении границы. Кого-то, в основном осетинских коммерсантов, брали по надуманным обвинениям грузинские милиционеры на территории Грузии в надежде на выкуп. А некоторых граждан похищали прямо с югоосетинской территории.
При этом грузинские власти официально не признают факты содержания в своих тюрьмах осетин. Но как только за какого-либо из заложников находится выкуп, местные силовики освобождают их, хотя этот "бизнес" серьезно компрометирует режим Саакашвили перед Западом.
В феврале этого года в Женеве в ходе грузино-осетинской дискуссии официальный представитель Южной Осетии Борис Чочиев поднял вопрос о заложниках. Его грузинский визави Шота Утиашвили отрицал наличие их в тюрьмах Грузии, аргументируя тем, что за 18 лет местными правозащитниками не освобождено ни одного осетинского заложника.
Это правда, но заложников все же освобождают. Но не правозащитники, а родственники, и за деньги.
26 апреля этого года удалось задокументировать неприятный для Утиашвили факт. Грузинские милиционеры в селе Ахмаджи задержали Валентину Бедоеву вместе с ее десятилетними детьми Маратом и Мариной. Они шли к родственникам. Обвинение стандартное - незаконное пересечение границы.
Сначала полицейские с нее потребовали три тысячи лари, в случае отказа грозились возбудить дело. В конце концов сошлись на 75 тысячах рублей.
Еще более неприятный казус произошел в отношении исчезнувших в октябре прошлого года подростков Алана Хачирова, Алана Хугаева и Солтана Плиева, жителей приграничного района. Долгое время об их судьбе ничего не было известно. Но неожиданно появилась видеозапись, сделанная на мобильный телефон кем-то из охранников. На записи видно, как троих ребят пытают в грузинской тюрьме.
До сих пор где-то в застенках держат и Марика Дудаева. У него в селе Арцеви была своя животноводческая ферма, в Южной Осетии он слыл человеком зажиточным и авторитетным. В Грузию он особенно и не стремился: боялся за свою жизнь. Но его похитили грузинские полицейские буквально на глазах у односельчан, организовав диверсионную вылазку на югоосетинскую территорию. При захвате бизнесмен получил 9 пуль, но выжил и сейчас содержится где-то на территории Грузии.
Некоторых осетин задерживают под надуманными предлогами в самой Грузии. Показательна история коммерсанта Георгия Зассеева. Его задержали, когда он приехал за товаром. Следователь обвинил его в теракте в Гори, а чтобы дело не дошло до суда, как говорят родственники Зассеева, потребовал денег. Но сумма оказалась неподъемной, и дело дошло до суда. На суде же выяснилось, что Зассеев никогда в Гори не был. Но судья вынес ему пожизненный приговор.
И таких примеров не один десяток. На помощь правозащитников рассчитывать не приходится. Да и сам Давид Санакоев хорошо понимает, что в одиночку ему не справиться. Пока к вызволению заложников из Грузии не подключится Запад, свободы осетинам не видать. А западные правозащитники заниматься этой проблемой не торопятся. Хотя данные о содержании осетин в тайных тюрьмах Грузии переданы официальному представителю Совета Европы Томасу Хаммарбергу.