Первая встреча Стриженова с кино состоялась в 1954 году, когда он был утвержден на главную роль в кинофильме "Овод".
В 1957 году на кинофестивале в Каннах пресса назвала Олега Стриженова "русским Жераром Филипом". Cам актер это сравнение терпеть не мог: "Да не называйте меня так! Не надо сравнивать! Едва ли я был бы хорошим Фанфан-Тюльпаном. Я всегда мечтал создать образ русского человека, глубокий и сложный".
Таким получился белогвардеец Говоруха-Отрок из "Сорок первого" - образованный, культурный, любящий Россию, но трагически неспособный помочь ей в условиях гражданской войны. С "Сорок первого" берет начало линия "двойственных" героев Стриженова - Мечтатель в пырьевских "Белых ночах", Герман в "Пиковой даме", Лаевский в повести Чехова "Дуэль". Вероятно, из-за стремления играть характеры сложные, неоднозначные, Стриженов согласился на крайне необычную работу. Он сыграл робота и молодого ученого в фантастической комедии "Его звали Роберт" (1967). Стриженову удалось раздвоиться в "Роберте", хотя играл он практически без грима.
Олег Стриженов - актер бескомпромиссный, сложный. Ради "Белых ночей" Ивана Пырьева он отказался играть в "Балладе о солдате" Чухрая, который хотел снимать только Стриженова. "Нельзя играть то, к чему не лежит душа", - резюмировал Стриженов.
Вячеслав Шалевич, актер, руководитель Театра имени Рубена Симонова:
- Я всегда его понимал в том, как он поступает, потому что у него есть характер и есть огромное достоинство, он никогда не позволял себе компромиссов по отношению к себе. Это, конечно, выдающийся артист, каждая его работа - просто поразительное явление. Он был классическим героем. Сейчас это понятие уходит. У него был совершенно роскошный "нерв". Необыкновенной красоты человек. О нем можно говорить как о выдающемся мастере.
Это один из самых огромных романтических героев нашего кино. Овод, Мексиканец, Афанасий Никитин... его герои - необычайные, необыкновенные люди, с огромными характерами. В последующих его работах это были умницы, достойные люди, с определенной манерой и индивидуальностью, которая свойственна была Олегу. Эта индивидуальность неповторима. Любая его роль - значительное явление, начиная от первых картин и заканчивая современными работами. Мне кажется, что Олег Александрович еще не сделал многое из того, что ему дано Богом. Для меня Стриженов дорог еще и потому, что я с ним снимался, будучи студентом, в "Капитанской дочке" (1959 год). И он мне очень помог в плане узнавания кино, просто иногда спасал меня. Например, я не мог озвучить свою собственную роль. Он взял меня за руку, сказал: "Ты смотри на экран и попробуй не попадать в движение губ, в артикуляцию, а постарайся еще раз сыграть". Я так и сделал. Случилось чудо, потому что мне помог настоящий мастер своего дела.
Кстати
К юбилею Стриженова канал "Культура" покажет премьерную программу из цикла "Острова" (10 августа, 21.10), фильм "Овод" (10 августа, 21.50) и запись легендарного спектакля МХАТ им. М. Горького "Чайка" (10 августа, 12.15).