11.08.2009 07:00
В мире

Экипаж сухогруза Arctic Sea по-прежнему не выходит на связь

Экипаж сухогруза Arctic Sea по-прежнему не выходит на связь
Текст:  Василий Махровский Анастасия Шоломицкая
Российская газета - Столичный выпуск: №147 (4971)
Читать на сайте RG.RU

Появились некоторые подробности, связанные с загадочным исчезновением в Атлантике сухогруза Arctic Sea с российским экипажем на борту.

Выяснилось, что в последний раз экипаж выходил на связь ночью 30 июля вблизи Бискайского залива, недалеко от берегов Португалии.

Следов кораблекрушения в этом районе не обнаружено. Груз судна - пиломатериалы стоимостью 1,8 миллиона долларов - принадлежит крупнейшему европейскому производителю бумаги финско-шведской компании Stora Enso Oyj.

Мы связались с главным редактором "Морского бюллетеня" Михаилом Войтенко, занимающимся, в частности, проблемами пиратства, и попросили его ответить на несколько вопросов "РГ".

Российская газета: Сухогрузы пропадают в водах Атлантики не каждый день. Скажите, часто ли случались прежде в этом районе подобные инциденты?

Михаил Войтенко: Нет, такой случай произошел впервые.

РГ: Прошло уже почти две недели с момента загадочного исчезновения судна с российскими моряками. Не пора ли начать серьезную поисковую операцию по спасению экипажа?

Войтенко: Если в ближайшие дни что-то не прояснится - не найдется само судно или не заявит о себе похититель, то необходимо обьявлять широкомасштабную поисковую операцию с привлечением сил европейских стран, вдоль побережья которых проходил Arctic Sea. В ходе нее нужно будет использовать все возможные технические средства, включая спутники, информацию автоматической системы идентификации, данные контроля прохождения судов через проливы. У Британии, Франции, Голландии, Швеции и Дании, через воды которых проходил сухогруз, накоплен богатый опыт в поиске судов, попадавших в неприятные происшествия, включая столкновения.

РГ: Почему же тогда поисковая операция до сих пор не началась?

Войтенко: Пока просто нет даже формальных оснований ее начинать: следов крушения нет, сигналов бедствия не было, никто с сухогруза к ним не обращался.

РГ: А какова ваша собственная версия исчезновения Arctic Sea? Возможно ли, что причиной его исчезновения стало нападение на корабль пиратов?

Войтенко: Я абсолютно уверен, что пираты здесь ни при чем. Можно с высокой степенью вероятности предположить, что весь сыр-бор разгорелся из-за какого-то груза или материала на борту.

На момент подписания номера, как сообщил представитель компании-судовладельца Solchart Arkhangelsk Ltd (Архангельск), связь с судном Arctic Sea до сих пор отсутствовала. Он также сообщил, что в понедельник в офисе компании прошла встреча с родственниками россиян, находящимися на борту пропавшего сухогруза. "Состоялась их встреча с представителем ФСБ, они были поставлены в известность, что связь с судном пропала 1 августа", - сообщил представитель компании.

Василий Махровский

прямая речь

Все попытки получить хоть какую-то дополнительную информацию, проливающую свет на исчезновение сухогруза Arctic Sea в Атлантическом океане, пока остаются безрезультатными. Судно выполняло рейсы с грузом пиломатериалов из Финляндии в Алжир на протяжении последних четырех лет.

Заместитель директора архангельского филиала Solchart Menegment Иван Бойко лишь порекомендовал "РГ" обратиться в Федеральную службу безопасности, подчеркнув, что не уполномочен давать хоть какую-либо информацию о происшествии. Как мог исчезнуть корабль внушительных размеров, остается неясным. На сухогрузе установлена универсальная автоматическая идентификационная система, которой согласно международным правилам мореплавания пользуются все экипажи. Система автоматически делает отметки о местонахождении судна, она связана с бортовыми станциями на других кораблях и наземных аппаратах.

Виктор Матвеев, Руководитель компании-собственника сухогруза

- Со стороны компании-судовладельца делается все, чтобы найти судно. Это тем более важно, поскольку грузоперевозчик отвечает за сохранность груза пиломатериалов, находящегося на борту Arctic Sea. 15 членов экипажа пропавшего судна были завербованы в Архангельске.

Сергей Каунин, Управляющий делами Балтийской территориальной организации Российского профсоюза моряков (РПСМ)

- С родными пропавших моряков пока встречались лишь представители компании-оператора.

Подготовила

Анастасия Шоломицкая (Архангельск)

Когда верстался номер

Командование Военно-морского флота РФ не исключает возможности привлечения кораблей Черноморского флота к поиску пропавшего в Атлантике судна Arctic Sea под мальтийским флагом и с российским экипажем на борту, сообщил источник в главном штабе ВМФ РФ.

Франция Финляндия