11.08.2009 02:00
Экономика

Развитие межрегиональных грузоперевозок требует и новых железных дорог

Развитие межрегиональных грузоперевозок требует и новых железных дорог
Текст:  Алексей Чичкин
Российская Бизнес-газета - : №30 (714)
Читать на сайте RG.RU

Постепенное восстановление с весны 2009 г. внутри- и межотраслевых кооперационных связей положительно сказывается на динамике внутрироссийских грузопотоков. По данным за первое полугодие-2009, сравнительно быстрыми темпами растут объемы железнодорожных перевозок продукции массового потребления, сырья и полуфабрикатов для изготовления такой продукции. Это, в свою очередь, способствует активизации внутримежрегиональных экономических связей, сокращавшихся с осени 2008 г. до апреля - июня текущего года.

Так, по данным Куйбышевской (Приволжской) железной дороги, более 619 тыс. тонн различных грузов погружено на станциях ее Пензенского отделения за первое полугодие-2006. Это почти на 50 тыс. тонн превышает запланированные показатели. Растущими грузоотправителями в этом регионе являются предприятия Пензенской области и Республики Мордовия. Основную долю в грузоперевозках составляют сахар, зерно, промышленные товары широкого потребления, лом черных металлов и грузы в контейнерах.

Растут перевозки плодоовощной, особенно бахчевой продукции в Нижнем Поволжье, в том числе в направлении на Москву и Петербург. По данным Астраханского отделения дороги, для таких перевозок задействованы две новые станции - Верхний Баскунчак и Чапчачи. Это отделение планирует отправить за 2009 г. свыше 70 тыс. тонн овощебахчевой продукции в Центральный, Северный и Северо-Восточный регионы РФ: это на 20 тыс. тонн превысит объемы 2008 года.

Та же тенденция на Сосногорском отделении Северной железной дороги (Республика Коми). Намного больше плановых ориентиров местные железнодорожники за январь-июнь перевезли цемента (125,8%), бумаги (123,1%) и особенно лом черных металлов (134,1%).

Растущий спрос на межрегиональные связи способствует и восстановлению железнодорожных проектов, опять же, межрегионального характера. Так, крупная промышленная корпорация, работающая на Урале и в Зауралье, в сентябре подаст заявку в Инвестиционный фонд РФ на строительство стальной магистрали Полуночное - Салехард - Надым (1500 км) на сумму 105 млрд рублей. Уже завершено проектирование этих артерий, а необходимая документация в июле направлена в Главэкспертизу РФ. Суммарный макроэкономический эффект от осуществления такого проекта за 2007-2050 годы, по оценкам "Ленгипротранса" и "Уралстройтехнологий", составит 8 трлн рублей (в ценах 2007 года), а объемы грузоперевозок почти на трети территории РФ благодаря этой магистрали увеличатся после 2015 года минимум наполовину.

В первые 3-5 лет работы магистрали в западном направлении, то есть от Надыма, составят нефть, сжатый газ, некоторые продукты их переработки и лесогрузы, а в восточном направлении - товары для обустройства и освоения новых нефтегазовых скважин и лесопромышленных районов. Строительство артерии Салехард - Надым планируется в 2010-2015 гг.

Железные дороги