Очередное определение Конституционного суда восстанавливает социальные гарантии для потерпевших от экологических правонарушений в ходе испытаний в Семипалатинске.
Надежда Боровикова больше пятидесяти лет прожила в Семипалатинской области, в селе Казбек Бородулинского района. Приехала она в 1941 году и жила там до 1994 года. Как раз в конце сороковых на Семипалатинском полигоне начинаются ядерные испытания, и официально его закроют только в 1991 году по решению президента Казахстана. Но по российскому законодательству гражданам, получившим в результате ядерных испытаний суммарную дозу облучения, превышающую 25 с3в (бэр), гарантируется пакет льгот, и в том числе ежемесячная выплата денежной компенсации в размере 200 рублей. Эти деньги, выражаясь языком юридическим, выплачиваются на приобретение продовольственных товаров, попросту - на еду.
Боровикова даже получила в 2006 году удостоверение о праве на льготы, предусмотренные согласно пункту 6 части первой статьи 2 Федерального закона от 10 января 2002 года "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне". Но время шло, и сумма в 200 рублей не менялась, так что заявительница обратилась в суд с просьбой об индексации этой выплаты. Железнодорожный райсуд Екатеринбурга ей отказал, и она написала в Конституционный суд, прося признать эти нормы не соответствующими Основному Закону.
Рассмотрев запрос, судьи КС пришли к выводу, что с законом все в порядке, более того, эти нормы вовсе не препятствуют индексации денежных выплат. В этом смысле социальные гарантии для пострадавших в результате испытаний на Семипалатинском полигоне ничем не должны отличаться от "чернобыльцев" или жителей на реке Теча (река в Челябинской области, сброс промышленных отходов привел к резкому повышению радиационного фона) - им выплаты ежегодно индексируются. "Все лица, здоровью которых в результате техногенной катастрофы причинен вред, как правило, не устранимый с течением времени, имеют равное право на возмещение расходов, возникших в связи с потерей и (или) ухудшением здоровья", - указывается в определении КС.
Семипалатинским пострадавшим закон предоставляет помимо внеочередного обслуживания в лечебно-профилактических учреждениях и аптеках, преимущественного обеспечения местами в пансионатах ветеранов или домах-интернатах для престарелых и инвалидов ежемесячную денежную выплату для индексации размера базовой части трудовой пенсии, а также те самые 200 рублей. Правда, указывают судьи, об индексации этой суммы в федеральном законе прямо не упомянуто. Но сам закон свидетельствует о том, что государство приняло на себя обязанности по возмещению вреда, поэтому указывается в определении: "Исполнение такой обязанности предполагает обязательность индексации указанной выплаты, так как иное в условиях инфляции и связанного с ней роста цен на товары, включая продукты питания, означало бы вопреки требованию обеспечения надлежащего уровня их социальной защищенности уменьшение объема возмещаемого им вреда". В определении КС подчеркивает, что оспариваемая норма "не предполагает лишение указанной категории граждан права на индексацию данной выплаты".
Однако прекрасно представляя себе уровень и скорость исполнения судебных решений, судьи КС явно специально указывают: "В силу этого федеральному законодателю надлежит в первоочередном порядке установить механизм индексации ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров для граждан, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр), в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, обеспечивающий покупательную способность указанной выплаты в условиях инфляции, роста цен и динамики стоимости жизни".