Нужно сначала глубоко разобраться в причинах российско-украинского конфликта и понять, почему Украине как будто был нужен такой конфликт.
Именно, как будто. Президент Ющенко действительно воспринимает Украину как державу, которая определяет какой-то "фронт защиты свободы". Этот так называемый "фронт" он выстраивает совместно с прибалтийскими странами и Грузией при поддержке отдельных государств Европейского союза, таких как Швеция, Польша и частично Британия. К "фронту защиты свободы" относится и попытка стран-транзитеров российского газа взять под контроль движение российского газа в Европу.
Но грузинская война год назад не только не укрепила этот союз, на что, может быть, кое-кто и надеялся, а, напротив, его разрушила, потому что ведущие европейские страны, и, в конечном итоге, США не захотели придерживаться новой политики сдерживания России.
А также брать курс на выстраивание некого такого вала против Москвы. Россия нужна Западу как стратегический партнер в борьбе с исламским терроризмом, а не как новый противник в "холодной войне".
Все это создало в нынешнем руководстве Украины определенную дезориентацию. Потому что стало непонятным, что от него хочет Америка, что от него хочет Запад. Самая удобная роль, в которую Украина всегда залезала, представляя себя жертвой российского империализма, в глазах Запада больше не срабатывает. А потому возникла дезориентация, как мне кажется, очень сильная.
Но украинская сторона пытается через удвоение конфликта с Россией опять напомнить о себе. Не стоит забывать, что на Украине через полгода пройдут президентские выборы. И нынешний глава государства, у которого действительно почти нет поддержки, с этим смириться не хочет. Его единственный шанс стать героем в глазах народа, выглядеть борцом за настоящую независимость украинской нации, украинской культуры. Но для того чтобы бороться, нужно создавать очаги напряженности, в которых якобы его страна находится. Отсюда постоянное стремление к конфликту с Россией.
Что мне не совсем понятно, почему другие кандидаты в президенты, такие как Виктор Янукович, Арсений Яценюк, и, в конечном итоге, премьер Юлия Тимошенко, не считают нужным развенчать эти мифы.
Отношения между двумя странами буквально за последние годы зашли в тупик, они находятся в стадии хронического конфликта между элитами. По германскому опыту можно сказать, что и у нем цев был период трудных отношений со своими соседями после определенных исторических событий. Но они, конечно, не сравнимы с украино-российским разводом 1991 года. Совместные форумы, исторические совместные комиссии, сотрудничество гражданских обществ, культурный и религиозный диалог отвергает часть националистически настроенной украинской элиты. Но, мне кажется, это единственный путь для того, чтобы связать оба народа и их элиты в одно целое. Задержка с назначением российского посла на Украину - это уникальный жест в дипломатии. Перед нами сейчас трудная фаза сотрудничества между Украиной и Россией, потому что газовый конфликт может опять вспыхнуть осенью или зимой. Помощь Украине может прийти с Запада, но Запад тоже не придерживается стопроцентно позиции Украины в этом вопросе.
И последнее. Мне кажется, что в случае развития конфликта между Россией и Украиной это будет даже не геополитическая катастрофа, а катастрофа национальных масштабов. Фактически два славянских народа, которые веками ощущали плечо друг друга, и так хорошо друг друга знают, досконально понимают, сейчас воюют друг против друга на глазах чужих, которые, может быть, хотят получить от этого конфликта для себя определенную выгоду.