13.08.2009 05:00
Экономика

Специально для "РГ" Александр Бастрыкин обосновал новые громкие предложения против коррупции

Специально для "РГ" Александр Бастрыкин обосновал новые громкие предложения против коррупции
Текст:  Наталья Козлова
Российская газета - Федеральный выпуск: №149 (4973)
Читать на сайте RG.RU

Руководитель Следственного комитета при прокуратуре РФ Александр Бастрыкин предлагает несколько кардинальных новшеств в борьбе с чумой российской экономики - рейдерскими захватами.

Одно из самых революционных - арестовывать имущество рейдера еще на стадии разбирательства. И таким образом лишить захватчиков возможности распродать похищенную собственность, пока длится следствие. Таким приемом пользуется большинство рейдеров.

Главный следователь страны, один из тех, кто по конкретным уголовным делам знает все особенности национального рейдерства. Подчиненные Бастрыкина по долгу службы обязаны не столько рассуждать про захваты собственности, сколько реально бороться. Сейчас с рейдерством сложилась настолько острая ситуация, что мнение одного практика намного ценнее рассуждений десятков наблюдателей за криминальным процессом.

Российская газета: Ни один рейдерский захват не произойдет без чиновничьей благосклонности. С этим как поступать?

Александр Бастрыкин: Надо установить уголовную ответственность регистраторов, причем и государственных, и частных. Надо жестко наказывать за незаконное внесение изменений в реестр участников юридического лица и регистрацию заведомо подложных право устанавливающих документов на юридическое лицо.

Кстати, аналогичное положение о защите прав собственников земельных участков есть в статье 170 Уголовного кодекса. Эта статья наказывает за регистрацию незаконных сделок с землей.

РГ: Мы вас правильно поняли, что одно слово "рейдерство" уже должно быть синонимом преступления?

Бастрыкин: Считаю необходимым рассмотреть возможность включения понятия "рейдерство", конечно, описанное в законе юридической уголовно-правовой терминологией, как квалифицирующий признак в составы таких преступлений, как мошенничество (статья 159 УК РФ), причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (статья 165), принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения (статья 179), подделка или изготовление поддельных документов (статья 327). Кроме того, необходимо отнести квалифицированные составы этих видов преступлений к альтернативной подследственности, в том числе и следователей Следственного комитета при прокуратуре РФ.

РГ: Если ваши предложения пройдут, то какие законы необходимо будет дописать?

Бастрыкин: Действительно, надо подготовить предложения о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ. Так, Уголовный кодекс надо дополнить нормой об уголовной ответственности за захват имущества, имущественных и неимущественных прав, денежных средств организаций.

В Уголовно-процессуальный кодекс было бы правильно добавить положение, предусматривающее на стадии следствия право прокурора по ходатайству следователя, а на стадии суда - по собственной инициативе, обращаться в кассационную или надзорную инстанцию арбитражного суда или суда общей юрисдикции. Цель такого обращения - требовать отмены неправосудного решения, вынесенного этими судами, если оно мешает законному решению уголовного дела.

Закон "Об оперативно-розыскной деятельности" следует дополнить положением о том, что следователь и руководитель следственного органа имеют право знакомиться с материалами оперативно-розыскных мероприятий (делами оперативного учета), если проверяет факты коррупции и недружественных захватов имущества.

РГ: Как собрать в один кулак все силы против рейдерства?

Бастрыкин: Проблема приобрела общенациональный характер. Считаю, что назрела необходимость создания специального федерального органа. Он мог бы координировать в масштабах всей страны мероприятия по противодействию противоправным поглощениям собственности. Нужна правительственная комиссия по борьбе с незаконным захватом предприятий. Пусть это будет специальный антикризисный орган, куда вместе с руководителями федеральных ведомств могли бы войти представители объединений предпринимателей, торгово-промышленных палат и общественных организаций.

Отнять и сесть

Все последние годы слово "рейдерство" не сходит с уст политиков и руководителей правоохранительных ведомств. Что только за эти годы не предлагалось для беспощадной борьбы с этим злом. Дошли до радикальных поправок в Уголовный кодекс, по которым рейдерство должно быть приравнено к разбою с тюремным сроком в 20 лет для всех фигурантов процесса - от изготовителей липовых бумаг до потворствующих чиновников. Но от устрашающих словосочетаний больших начальников рейдеров меньше не стало, просто они стали более изобретательно работать.

Радикальные предложения руководителя Следственного комитета были озвучены на недавнем заседании в Кремле, где прошло заседание президиума Совета при президенте по противодействию коррупции. Мысль Александра Бастрыкина лишать рейдеров присвоенного имущества на стадии следствия, когда их вина еще не доказана, сразу вызвала острую полемику. Посыпались замечания, что подобные права могут стать орудием в борьбе за собственность.

По сути Следственный комитет предлагает наделить прокуроров правом отменять решения, принятые судами в отношении той или иной собственности, которую, по информации прокурора, вероятно, присвоил рейдер. Но чтобы это стало реальностью, для отмены решений по собственности нужно будет поправить не только УПК. В таком случае изменения нужны еще в Арбитражный процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы, так как имущественные решения судов принимаются по их статьям.

Безусловно, острую реакцию на предложения Бастрыкина нетрудно было предвидеть. Российское рейдерство - финансово благополучный криминальный бизнес, поэтому у него много корыстных и бескорыстных почитателей. Но государство ждать больше не может.

В Екатеринбурге только что вынесли приговор по уголовному делу в отношении Владимира Макарова и Александра Наконечного. Оба обвинялись в пособничестве рейдерского захвата предприятия. Мужчины действовали в интересах человека, который находится в международном розыске. Они изготавливали поддельные простые векселя одного из крупных открытых акционерных обществ. Наработали на 79 миллионов рублей. Эти поддельные векселя предполагалось использовать для инициирования процедуры банкротства.

Суд признал Макарова и Наконечного виновными по уголовной статье "Пособничество в приготовлении к мошенничеству в особо крупном размере" и приговорил к 4,5 и 4 годам лишения свободы. Правда, условно.

Процедура

На основании предложений руководителя Следственного комитета, которые пройдут согласование в президиуме Президентского совета, будут разработаны законопроекты. Их поручат готовить минюсту, минэкономразвития и другим заинтересованным ведомствам. И долгих лет на эту работу не потребуется, ведь, по оценкам экспертов, под рейдерские захваты уже попало около половины всех успешных предприятий.

Бизнес Преступления Следственный комитет