13.08.2009 02:00
Власть

Зачем закрывают стационарные посты ГИБДД

Зачем закрывают стационарные посты ГИБДД
Текст:  Наталья Козлова Дмитрий Косарев Михаил Пинкус (Челябинская область) Анна Розэ Владимир Кузьмин
Российская газета - Федеральный выпуск: №149 (4973)
Читать на сайте RG.RU

Еще в начале года милицейское руководство на Южном Урале проанализировало работу "будочников" и признало ее неэффективной. На некоторых постах ГИБДД за день не составляется ни одного протокола. Чем же тогда занимаются милиционеры? Берут взятки?

На всю область остались действующими только четыре стационарных поста ГИБДД. Все они находятся в Челябинске - на въездах в город со стороны Троицка, Уфы, Екатеринбурга и Кургана. Через них проходит наибольший поток транзитного транспорта, требующий повышенного внимания правоохранительных органов. Кроме того, эти посты оснащены автоматическим оборудованием слежения и распознавания госномеров, что позволяет выявлять автомобили, находящиеся в угоне.

Остальные посты в Челябинске, Магнитогорске и Юрюзани законсервированы за ненадобностью.

Как сообщил заместитель начальника ГИБДД области Максим Кулешов, созданные когда-то для борьбы с угонами стационарные милицейские посты потеряли свою актуальность. Угонщики их попросту объезжают. Нарушений правил дорожного движения вблизи них тоже не бывает - сумасшедших нет. А содержание обходится недешево. К примеру, федеральный пост ГИБДД в Юрюзани обслуживал штат из 30 сотрудников милиции. Пост на плотине через Шершневское водохранилище в Челябинске - четыре-шесть милиционеров каждые сутки. Причем ввиду отсутствия аварийности на этом участке они зачастую выполняли работу местных участковых. Теперь высвободившиеся сотрудники ГИБДД пересядут в автомобили, чтобы патрулировать дороги, а пункт передадут участковым, чтобы каждый занимался своим делом.

Михаил Пинкус

комментарий

Идею упразднить стационарные посты автоинспекции на дорогах на днях продекларировал бывший главный автоинспектор страны, а ныне сенатор Владимир Федоров. Вот как он доказывает необходимость такого радикального подхода.

Мало кто кроме профессионалов помнит, что в свое время стационарные посты были организованы для борьбы с преступностью. То есть с угонами машин, поимкой беглых преступников. И этим целям соответствовала расстановка постов - с правой стороны от дороги на выездах из региона или города. Позже часть стационарных постов была преобразована в КПМ - контрольные посты милиции.

Патрули сотрудников ГИБДД должны находиться в местах наибольшей аварийности. И автоинспекция прекрасно знает такие участки в своих регионах. Безусловно, бывают ситуации, когда только патрулями безаварийную обстановку не обеспечить. Например, когда нормальной дороги нет как факта. В этом случае патрулями делу не поможешь, надо подключать инженерные службы.

И еще одну здравую мысль высказал сенатор. При нынешнем уровне автомобилизации, умной техники и приборов на руках у водителей стояние на постах для контроля потока становится совсем бессмысленным занятием.

Как сообщили нам в департаменте обеспечения безопасности дорожного движения, уже в течение нескольких лет идет планомерная работа по сокращению количества постов ДПС. В сегодняшних реалиях они оказались неэффективными.

Наталья Козлова

а как у них

Бельгия

В стране полицейских на дорогах, будь то широкие автомагистрали или провинциальные шоссе, почти не видно. Но в случае ДТП или возникновения какой-либо нештатной ситуации на проезжей части они появляются очень быстро. Причем целой бригадой. Пока одни разбираются с последствиями аварии, другие организуют движение - чтобы не было пробки. А третьи выставляют специальные знаки за несколько километров от ДТП, чтобы предупредить остальных водителей.

Высокая оперативность и эффективность дорожной полиции достигается за счет применения комплекса мер и различных технических средств. За общей обстановкой на дорогах следят видеокамеры, которыми оснащены практически все крупные автомагистрали. В каждом регионе у дорожной полиции есть свой контрольно-диспетчерский пункт, куда поступают сигналы со всех камер. Кроме того, дорожная полиция на систематической основе осуществляет патрулирование подконтрольного района. Однако более эффективным средством борьбы с нарушителями на дорогах является скрытое патрулирование, выполняемое сотрудниками полиции на автомашинах без полицейской раскраски. В их обязанности входит лишь фиксирование нарушения ПДД, а не остановка нарушителей с последующим разбирательством.

Болгария

Стационарные посты дорожной полиции в Болгарии встречаются очень редко. Они в основном расположены на въездах в крупные города. Хотя раньше от них чуть ли не рябило в глазах. Однако сейчас местная полиция предпочитает использовать мобильные патрули, автомобили скрытого патрулирования и видеокамеры. Присутствуют на болгарских дорогах и привычные россиянам "засады". Однако в таких случаях, как правило, за километр до этого места стоит табличка, предупреждающая о возможном замере скорости полицией.

В случае поломки автомобиля на дороге болгарскому водителю достаточно набрать один из двух телефонных номеров. И служба дорожной помощи придет ему на выручку. Правда, эта услуга платная. Для оформления мелких ДТП присутствие полиции не обязательно.

Германия

Полицейских будок в Германии вы не увидите. Мчаться по автобану можно без ограничения скорости. Правда, не везде. Вблизи населенных пунктов или на опасных участках дороги скорость ограничена. Лишь на автобанах есть специальная дорожная полиция. Ее пункты расположены равномерно по всем магистралям. Так что при аварии или поломке автомобиля водитель может набрать 001, и самое большее через четверть часа приедет полицейская машина, оградит опасный участок, поможет и разберется.

Если водитель забыл телефон дома - не беда. На автобанах есть маленькие столбики с телефонами для срочного уведомления полиции. В случае поломок на дорогах или повреждения автомобилей в авариях на помощь спешит и служба Всеобщего немецкого клуба водителей. В черте населенных пунктов и на федеральных дорогах ответственность несет обычная полиция. Стационарного наблюдения за дорогами с помощью видео-камер в Германии не существует. Они употребляются только в некоторых населенных пунктах для наблюдения и регулирования пробок. Для определения нарушителей немецкая полиция пользуется четырьмя способами - стационарными радарными установками, мобильными радарами, "лазерными пистолетами" и преследованием нарушителя.

Подготовили Анна Розэ (Берлин), Дмитрий Косарев (Брюссель), Владимир Кузьмин (София).

Правоохранительная система Дороги Челябинская область Урал и Западная Сибирь ГИБДД