Хабаровчанин Дмитрий Шапошников в одночасье стал известным на всю страну: его показали по телевизору. Огромный, грузный мужчина с отекшим лицом и слоновьими ногами, держась за стены, с трудом передвигается по хрущевке.
В Хабаровске дикая жара: днем до +37, воздух уместнее назвать паром. В таком экстремальном климате даже здоровые стараются не выходить на улицу и держаться поближе к кондиционеру.
Затворник
У Шапошниковых кондиционера нет. Дмитрий, едва накрытый простыней, лежит прямо на полу и безучастно смотрит на гостей. Вот уже несколько лет пол служит ему единственной кроватью: стандартные диваны его веса не выдерживают.
Сколько весит ее сын, пенсионерка Лариса Шапошникова сказать точно не может.
- Больше трехсот килограммов, - предполагает она и показывает фотокарточку девятилетнего Дмитрия: русоголовый глазастый мальчик, самый обычный, в школьной курточке. Что-то случилось в его эндокринной системе в подростковом возрасте, резко пошел набор веса. С той поры у Дмитрия первая группа инвалидности - пожизненно, сын страдает ожирением в тяжелейшей форме.
39 лет - не возраст. И все-таки малоподвижность, постоянный набор веса делают свое дело - страдают сосуды, а тяжесть тела давит на позвоночник. Дмитрий не может самостоятельно мыться, принимать пищу, его все чаще мучают сильные головные боли.
Негабаритный случай
Однажды Лариса Шапошникова, осматривая сына, заподозрила у него рожистое воспаление, ей пришлось вызывать "скорую". Молодой врач, увидев больного, всполошился: "С ума сошли? Куда я его посажу? Попытки вместиться в автомобиль ничего не дали. Доктор развел руками: "Вызывайте МЧС".
Пенсионерка испугалась, что это потребует больших средств, к тому же выяснилось, что для транспортировки нестандартного больного спасателям нужно врачебное направление.
- Больные с избыточным весом все чаще встречаются в нашей работе, причем нередко тяжелые, - сообщила "РГ" главврач городской станции "Скорой помощи". - Если же больной слишком грузный, у нас есть порядок - вызывать спасателей.
- Да, мы на такие вызовы выезжаем, - подтвердил помощник краевого министра Хабаровского МЧС Константин Яниев и предложил проверить - позвонить по единому телефону спасения "112".
Кстати, для этого не нужно никакого направления. На вооружении у спасателей есть "газель", переоборудованная для перевозки габаритных грузов, и другое оборудование.
Врачебная тайна
Врачи участковой поликлиники время от времени наблюдают за Дмитрием индивидуально, до госпитализации пока не доходило. Обычное обследование нестандартного больного на дому превращается в эксклюзивную услугу: например, медики измеряют Дмитрию давление, приспособившись надевать манжетку на голеностоп. Выслушивают его сидя на корточках.
С утра в квартире Шапошниковых было сразу три врача - хирург, терапевт и невропатолог. В целом пациент у них тревоги не вызвал, - говорит Татьяна Жавненко, главврач поликлиники горбольницы N 1, где наблюдается Дмитрий.
- Разумеется, как у всякого больного ожирением, у него имеется гипертония и другая сочетанная патология. Но в терапевтическом статусе, поверьте, он не вызывает у нас особой тревоги. Была бы необходимость - нашли бы возможность госпитализации.
Врачи засобирались обратно, оставив рецепты.
- Выписали сжигатель жиров, препарат для суставов алфлутоп, - достает бумаги Лидия Валентиновна и собирается в аптеку. Она еще не знает, сколько стоят лекарства: полторы тысячи рублей каждая упаковка. Пенсия у женщины 3900, в августе добавили 8 рублей.
Быт
Проблема нестандартного больного - скорее не медицинская, а социальная, считают в городском управлении здравоохранения. Социальные же службы охотнее работают с теми, кто подвижен и сам обращается в органы соцзащиты. Дмитрий Шапошников же на улицу практически не выходит. Ему трудно передвигаться даже по квартире, что уж говорить о длительных прогулках по улице и подъеме по лестнице? Гиганту нужна особая мебель, обычные табуретки и кровати под ним рушатся. Ванная и туалет, рассчитанные на обычного человека, такому тяжеловесу тоже не годятся.
Отдельная тема: что носить? Даже летних футболок и штанов подходящего размера мать найти не может: в специализированных магазинах они представлены лишь по 70-й размер, а Шапошников едва ли не вдвое крупнее.
В крупных мегаполисах "большие люди" объединяются, лоббируя свои интересы, находят спонсоров, стараются жить по возможности полноценно. Дмитрию Шапошникову и его матери остается надежда лишь на добросердечных людей - возможно, предпринимателей или товарищей по несчастью.
Николай Володин, академик РАМН, ректор Российского государственного медицинского университета:
- Прав автор статьи, когда пишет о том, что наблюдение, лечение пациентов с патологически избыточным весом выходит за рамки медицины, что это огромная социальная проблема. Такие пациенты требуют особого наблюдения. Причем не эпизодического, а постоянного. У нас есть возможности проведения УЗИ, рентгена, взятия крови на анализы, снятия показателей сердечной деятельности на дому. Обычно поликлиники по месту жительства таких пациентов заносят в специальный реестр.
Отдельный вопрос о госпитализации. В таких случаях, конечно, обычная бригада "скорой помощи" помочь не может. Нужно действовать вместе с сотрудниками МЧС или медицины катастроф. У них своя техника, свои возможности доставки пациентов в стационар.
У себя в университете в научно-образовательном центре по неотложным состояниям мы готовим специалистов, в том числе и для оказания помощи пациентам с избыточным весом.